(Размышления после крушения самолета в Казани)
(продолжение)
Гена. У меня такое ощущение, как будто он (пилот) внутри себя решал вопрос «если будем медленно падать – будет херово».
– Это точно. Потому что в больнице долго лежать, а потом уже..
Гена. Да, там выживут-не выживут.. «А если вот так вот – то..». … Это писец. Это.. Такое ощущение, как будто у какой-то категории людей, находящейся в системе отдела кадров или еще чего-то – вот нет права внутри проверять насколько его (летчика) параметры в тех или иных ситуациях он (летчик) может выдержать, определиться, быстро отдействовать. Т.е. такое ощущение, как будто форма внутренней тренажерности – она должна быть. … А тут такое ощущение, как будто, не знаю, запаниковал-не запаниковал – но сделал, может быть, десятки мелких реакций, которые в экстремальном состоянии – они должны были бы отсутствовать при напряжении. …
Рита. У них система обучения в таких случаях должна быть, да?
Гена. По большому счету, они, если не так уж много этих полетов – они должны сидеть в тренажерках и (тренироваться). … И такое ощущение, как будто и ценности вообще – ценности самого себя и ценности людей или за людей (не было).
Рита. Напряжение руководства – не держало, получается?
Гена. Ну, скорее всего – да. Скорее всего – да.
Рита. Чувствовать ответственность перед каждым полетом, может быть – каждый член экипажа.
Роман. Получается, Гена, как бы мощности не хватает – чтобы все в луче держать, что ли?
Гена. Профессиональной мощности – получается. Знаешь, как бы получается, что профессиональная деятельность его (человека) гнобит. Вот понты есть, предположим – «я там летун», может быть, «вот работаю не в какой-то там компании – а «Татарстан». Бывает у сельхозпарня – приехал в Казань – и как бы выпендреж-не выпендреж. А ценность-то у него внутри – свой собственный имидж – что я из себя представляю. Или ценность самого себя – так может быть. … … И в итоге… …
Это тоже интересно, знаешь, вот у меня такое ощущение, как будто понятие «терроризм» – оно вначале происходи в мозгах. … Это может быть, отношение к близкому кому-то, отношение к детям. Я иногда как-то вот так вижу. Ладно, мы можем злиться или сердиться на детей – мы же иногда детям можем, если они нам там надоедают – фиг знает, что сказать. … … Я уж не говорю «любить» там, а вот.. – ну, неуважение как бы там. …
Я думаю, иногда – вот летают же летчики-испытатели. А на какой хрен он пошел, думаю иногда, в испытатели – что он хочет получить? Такое ощущение, как будто он с помощью самолета изучает самого себя. … Вот у него есть такое право. … А у этих летчиков – у них нет права изучать. …
Но как можно.. – и ведь там сколько – 20 секунд написано было падал? Боже мой, а за 20 секунд – это нужно было в такой попасть собственный коллапс какой-то. Пока ты, может быть, всю жизнь свою просматриваешь за этот период времени – а о рычагах все забыто. … Вся картина. … …
Как раз в этот день у меня пацаны принесли – пошли колеса менять – пошли в кафе куда-то. А у них какая-то хищная птица типа ястреба ударилась о стекло. … Ну, я понял, что птица не дура – она так просто не ударится о стекло. Я так предположил, просто она маневрировала – падала на добычу, но промахнулась. … Если б она промахнулась где-то на поле – она бы, наверное, бы сманеврировала. А в городе она сманеврировать так не смогла – в итоге, она поломала крыло. … Ну, я не знал, что самолет упадет. … Ну, вот логика как-то вот.. И мне вдруг возникло – интересно, вот одна ошибка «я птица – пролететь мимо цели» – и п…ц. … И все! – и она дохлая. Как же ей – ей же нужно кормиться? Значит, процент живучести от нее зависит 100х100. … Т.е. ни мимо чего она не должна пролетать это.. …
Галя. Так они ее оставили, что ли, с разбитым крылом?
Гена. Нет, они ее отвезли в зоопарк. Хотели домой привезти.. – в магазин и зоопарк. В итоге привезли – и там на свою беду вылез хомяк гулять.
Галя. Она его сожрала?
Гена. Да. Она его поймала и сожрала.
Галя. Но люди помогли птичке?
Гена. (усмехнулся) Они помогли ей сожрать хомяка, бляха. (люди улыбаются) …
Галя. Ну, мечта сбылась у птицы – поела? (смех)
Роман. Не отобрали, хотя бы? Хомяка не отобрали?
Гена. А кто полезет? Нет.
Галя. Просто ястреб – это дорогая, видимо, птица – ее надо лечить. Хомяк-то 3 копейки стоит.
Гена. Вот. Вот может быть, сейчас у меня иногда возникает – вот ценность твоих рассуждений, может быть – это продолжение..
Галя. Самолет 3 миллиона все-таки..
Гена. Он не 3 миллиона – он больше стоит. Может быть, и так же приблизительно, решая свою мысль о себе в течение 20 минут, может быть – у него все промелькнуло – он подумал «а что тут дергать-то?», не знаю. Тут надо же как-то вести – а может он сказал про себя «да и ** с ним». \…\
Аня. Там падает сверху – а там все же в огоньках. Там рядом столбищи, дорога – машины ездят, – когда опускаешься все видно. И дома, автозаправки. Он, наверное, думает «а куда, а что? – я сейчас вот так разверну – туда попаду, еще вот это». Не знаю, может так думал. Потому что там действительно плотно. Т.е. если он какие-то маневры стал бы делать.
Роман. Аня, но он подлетел же уже. Он же уже был вот.. – он же первый раз уже подошел.
Аня. Если он так долго падал – 20 секунд с такой скоростью – он же через облака прошел, наверное. Он, наверное, вылез уже – а там уже все..
Гена. А ориентацию потерял. Ориентацию потерял на какой-то период времени – и он забыл, что..
Аня. Может быть.
Гена. (продолжает) Может, подумал, что его ругать будут или еще что-то. … Ну, хорошо, сел бы на брюхо после первого же раза. … Ну, проехал бы дальше полосы там. …
Роман. Он еще, видишь, полностью топливом был заправлен! Потому что экономили.
Гена. На мой взгляд, тогда, когда ты все равно скользишь – топливо может выливаться. …
– Очень хорошо горит оно.
Гена. Нет, но не взрывается же ведь – вот что. … А там вообще показывали – такое фигенное это.. … Ну, ладно… … Но шок. … Сегодня интересно был разговор с одним парнем. Пришел пацан и у нас.. – он говорит «я вот шел к тебе – у меня столько было вопросов в голове! – пришел – ни одного вопроса нет». Я говорю «а куда они делись-то?». Он говорит «не знаю». Ну, часто бывает там – когда приходят на консультацию. Я говорю «ты понимаешь, интересно – при высоком напряжении некоторые вопросы не живут». Это мне напоминает понятие «бактерии», не знаю – «вирусы», «бактерии». Вот есть определенная среда, в которой живут вирусы. А тут получается, вирусы в какой-то определенной среде не живут – точно так же, как вопросы. Такое ощущение, как будто некоторые вопросы вполне могут быть похожи на вирусы – они живучи только в одной какой-то среде. Или размножаются или еще где-то. Среда поменяется – уплотняется – эти вопросы сами по себе отпадают. … … Так вот, может быть, иногда и возникает вопрос такой – создай напряжение и у тебя этих вопросов не будет. А мы же для себя боимся. Считаем, что если напряжение будет больше..
(продолжение следует)