Гена. Одна женщина меня спросила «Гена, а в чем ты можешь раскаяться перед женщиной?» Думаю «а в чем же мне раскаяться-то?». … Я говорю «знаешь, наверное, я женщину завоевывал». … И вдруг я понял, что, такое ощущение – женщину нужно любить. Ну, думаю «интересно а когда любить – после того как завоевал? … и любить ее как трофей?» … И сказать «Б**ть, Гена, у тебя за***тельский вкус!»?
Наиль. Все оборачиваются вслед…
Гена. А?
Наиль. Все оборачиваются вслед, когда ты идешь с ней. … Шутка.
Гена. Да, да, очень шутка. … (посмеивается) … Ты знаешь, а на самом деле я до их пор не знаю. У меня такое ощущение, что как будто нет женщины – ну, я уж так назову – я даже на вас не смотрю, женщины уважаемые – как будто, нужно завоевывать, что ли, их.
Наиль. Ну, у тебя, значит, возникает вопрос как будто бы – «а дальше что?» – ты хочешь сказать. «Завоевал – а дальше что?» – так, что ли?
Гена. Ну, ты знаешь, завоевав, интересно – я их в плен не брал. … А может и в плен брал. … Такой очень сложный вопрос. … Такое ощущение, как будто нужно было б жениться лет под пятьдесят или за пятьдесят, когда можно покорить любую – может быть так. А с другой стороны, хрен знает – можно ли любую покорить, нельзя покорить любую? … (обращается к Наилю) Вот ты мне здесь теоретик нужен! … А?
Наиль. Можно или нет?
Гена. Без понятия! Вот честное слово..! – я как-то..
Дима. Ну, тут – да, действительно очень сложно. Очень сложный вопрос!
Гена. Женщина меня хорошо поймала. … Ну, я честно и размышлял. И я говорю «вот у меня такое ощущение, что в этом моя вина». … А что женщине нужно – завоевать ее или что? /…/ Ну, я же признавался в любви – ну, на самом деле. … А вдруг прошел какой-то период времени с заданным этим вопросом.. – ну, я же добивался! Значит, если добивался – я же покорял! … Если б я любил вершину – я бы любовался б Рерихом. … Если я любил вершину – я ее буду покорять, да? – вот так вот по логике!
Наиль. Да.
Гена. Если не покорить женщину, то как ее можно не любить? … Я что, неправильно (думаю)? … А с другой стороны – а кто откликнется на мою любовь? … Как женщина может откликнуться на любовь? … … Или я не прав? …
Люда. Т.е. ты спрашиваешь – как?
Гена. Угу. … И что сделалось бы, если б на мою любовь откликнулось бы 50 женщин? … Что, я так был бы многоженец?
Лена. Гарем.
Гена. Вот я об этом и говорю. … … Как, Наиль?
Наиль. Значит, я испытываю примерно, Ген, те же затруднения, что и ты. … Т.е. не могу ответить на этот вопрос. (женщины посмеиваются) … … Потому что все, значит.. – этот, Калинаускас, кстати, хорошо сказал – он поэт в каком-то смысле. Что жизнь – это как река, которая течет, а мы вот как метки, вот как щепки на этой реке и время проходит – мы-то меняемся! Понимаешь? А что там будет дальше – будешь ты любить, не будешь любить там? Ты же изменился, человек может измениться. Откуда я знаю, Ген, как все это?
Гена. Вот, ты понимаешь.. – вот как бы иногда задаю себе вопрос «что такое понятие «измена»?». Да? Если есть слово «изменения». Изменения всегда есть, были и будут! … А с другой стороны, изменения могут вообще не быть! …
Наиль. Ну, могут не увидеть.
Гена. Да? … Мы для себя не определили.. – может быть, вот с точки зрения любви, наверное – не определили точку зрения ни тогда, когда жениться там, ни тогда – когда любить. … Как бы, знаешь, вот ответили на наши реакции ответной реакцией какой-то – и мы посчитали..
Наиль. (продолжает) «любовью» это.
Гена. Да, да. Да. … А по большому счету, скорее всего – это не одно и то же. … Вот знаешь, такое ощущение, что.. – как бы «любить» – это такая ф(орма).. – во-первых, такое ощущение, что сердце.. – «любить» – это иной порядок сердца. Просто иной он! Т.е. иное выделяющее тепло! … И вот как бы возникает отклик на тепло. … А если человек вот не чувствует тепла? Он говорит «а что тебе надо?». …
Наиль. А тот говорит «да я туда-сюда, люблю тебя!».
Гена. А он не верит просто.
Глеб. Нет, а вот любишь, т.е. нужен как бы отклик, чтоб кто-то откликнулся, что ли? Можно ведь просто любить как бы вот. … Ты же выделяешь – без разницы как-то.
Гена. Нет. «Выделяешь» – это.. – как бы тебе сказать?. – ты выделил взглядом. Может, выделяешь, потому что в тебе есть нечто такое, которое определяет тот предмет, к которому ты относишься или то существо, к которому ты относишься. И при совпадении этого представления – ты выделяешь на это тепло. Тепло – как форма пронизывающая. … Идет форма отклика. И по этой форме отклика происходит взаимодействие. Понимаешь? Назовем так – на сердечном уровне. … А при взаимодействии на этом, на сердечном уровне – не факт, что ей будет так же хорошо как тебе! … Там может и болезненно (быть), там еще что-то. Но тогда, когда ты в ответ слышишь ряд вещей как бы относительно тебя, но они являются для тебя болезненными, болевыми и.. – как бы тебе сказать?. – ну, ладно – такая тонкость, может быть.. … Т.е. возникает болезненная функция существования вообще человека в отношениях. … Возникает изменение самого себя ради кого-то. … Хочешь, назови «предательством самого себя», хоть назови «тряпкой» там. Да? Но там есть форма предела. … Т.е. при пределе, такое ощущение, как бы там возникает ритм, при котором там идет «стоп – все!». Дальше изменения связаны по отношению с кем-то опасными для тебя. … … Ну, они просто физиологически опасны – возникает. … … Что-то я не ту тему затронул?
Лена. Нет, почему?
Катя. И тогда? Тогда надо возвращаться к себе?
Гена. О-ой! Не к себе, наверно. … Сейчас скажу. … Потому что есть.. – вот сердечная энергия – она питает иные формы мышления, при которых, может быть, возникает больше прилагательных слов. Ты даешь как бы оценку ей. Да? Т.е. как бы «изумительная», «прекрасная» там, еще что-то, еще что-то, – прилагательные. Ну, как определяешь ее как ценность. … И эта форма ценности – она каждый раз подкрепляется сердечной энергией. … А в ответ вот этого.. – эти слова, прилагательные – они не носят обязательного характера.
Наиль. Потому что это только в твоем восприятии все?
Гена. Ну, совершенно верно. … Тогда в этом случае, если оно в моем восприятии – я должен быть или уверенным в этом, в том, что (это так), или совершать действия, подкрепляющие эти как бы, условно, слова прилагательные. … Если подкрепляешь – тогда, значит, ты должен меняться. … …
Наиль. Тут меняйся. Понемножку.
Гена. Вот об этом-то и есть. И тогда понятие.. – знаешь, как возникает как бы форма, я б назвал так, наверное – как контактная сварка, что ли. … Они свариваются.
Наиль. Угу.
Гена. (продолжает) И становятся как форма, так назови – «единения».
Наиль. Ген, так это прекрасно!
Гена. Да?
Наиль. Смотришь как-то так это..
Гена. Без понятия.
Наиль. Нет, ну потому что, значит, во-первых, ты так смотришь – «да-а» говоришь. Такое не так часто бывает. … … И не так долго может длиться, что ли – я не знаю.
Гена. Это немножко не (то). Ты понимаешь, есть период, когда для объекта любви есть только понятие «женщина». … Т.е. если была бы одна женщина – то ее можно было бы полюбить. … Понимаешь, идет? Ну, одна вот – кругом одна женщина! И больше нет. … Но когда есть большое количество женщин – по логике оно же так – то неожиданно возникает ощущение несовме(стимости).. – ну, как бы каждая женщина что-то от этой общей женщины берет себе. И тогда получается, что один вариант – ты вынужден любить всех, потому что неожиданно в них ты видишь одну. … Тогда, получается, возникает как бы вот это системное видение одной женщины только.
Наиль. Ну, это очень измененное состояние – скажем так.
Гена. Ну, я ничего не говорю. …
Глеб. А другой вариант?
Гена. А там нет других вариантов! Как-то мне очень (понравилось) – такой сногсшибательный пример для меня был. … Я поехал в Киров по делам. … Я шел полтора квартала за одной женщиной, потому что у нее были красивые ноги, и я хотел ей сказать, что у нее красивые ноги. … … Она исчезла. … Я сзади шел. …
Дима. Ты успел сказать? Нет?
Гена. Ты представляешь, нет! … Я шел за ней.. – шел вот, шел за ней, вот смотрел на ее ноги, а у меня ощущение было – в ее ногах колышется жизнь. Я ни у кого такого не видел! … Я не видел ни ее лица, ни фигуры. … Я сказал бы ей. Еще до Мирзабая было.
Глеб. И?
Гена. И?
Дима. Исчезла!
Гена. Исчезла! … Вот за поворот ушла и..! – «вот она была – и нету»!
Наиль. Значит, Гена, у тебя несколько расплывается образ конкретной женщины как бы вот в видение одной большой женщины, что ли, как женского начала какого-то такого. Да, если так начинаешь смотреть?
Гена. Это «любовь», ты считаешь?
Наиль. Ну, в человеческом смысле – нет, Гена.
Гена. В нормальном человеческом смысле я несчастлив?
Наиль. Ты ненормальный человек. Я не знаю, счастлив ты или нет.
Гена. Ты мне сказал комплимент?
Наиль. Не знаю.
Гена. Я тоже не знаю.
Наиль. У меня бывают приступы такого иногда, но они длятся не очень долго по времени. …
Гена. А с другой стороны, когда женщину добиваешься – ты бы не добивался, если б не любил бы ее. Я так предполагаю. Это у меня уже другой вариант возникает. … … Но ты знаешь, но это помогло мне любить то, что есть. … И любить, переведя любовь к чему-то.. – искать в женщине что-то такое, что соответствовало бы слову «люблю». Это может быть движение, поворот головы.. – вот не знаю (что)!
Глеб. В любой женщине?
Гена. В любой. … … Абсолютно в любой. … Потому что это позволяет быть уверенным, что та женщина, которая есть внутри – она может помочь из любой женщины сделать ту женщину, которая вызывает чувство «любовь». Может, так. … …
Глеб. Ну, она ж все равно только частично может быть как-то вот – т.е. ты что-то нашел, а..
Гена. Ты, понимаешь, а у меня такое ощущение, что мы, люди, и созданы для того, чтобы видеть частичное. Понимаешь? В каждый момент мы частичное для себя превращаем в целое. … … Я как-то наблюдал как на рубят мясо. … Вот туша. Такая большая туша там коровы. И я неожиданно смотрю – большая туша становится по два-полтора килограмма мясо. Неожиданно! Понимаешь, идет? Как-то в голове я думаю «а что это такое?». Вот вроде была – на свинине, баранине особо заметно – маленькая туша, представляешь, что баран. Разрубил – и появляются куски мяса. … Фраза рождается, да? … Потом прошел какой-то период времени и я неожиданно пришел к мысли, что точно так же есть сегментное отношение к женщине: движение руки, движение глаз, движение головы, движение бедра. И ты смотришь на то движение, где есть жизнь. Понимаешь? Я подумал, что если я обратил внимание – значит, в этом обращенном внимании есть существо, живущее в этом. Т.е. там есть жизнь. … И тогда просто научился абстрагироваться от женщины, превратив ее в составные части. …
Глеб. Т.е. ты что-то не видишь или не обращаешь внимание на что-то? Как ты на части делишь?
Гена. Ну, помогите мне! – в этом. … … В том, что я вижу. … … Понимаешь, у меня такое ощущение, что в людях нет целостного набора всех качеств. Ну, нет! … Здесь такое ощущение, что.. – вот фраза «улыбка Джоконды» – и все! И как бы больше ничего нет! И неожиданно к этой улыбке начинает притягиваться все тело остальное.
Дима. Угу. Выделено.
Гена. Да, выделено – понимаешь? … И я подумал, в принципе, же Леонардо да Винчи не дурак!
Глеб. Ну, т.е. получается, у женщины должна быть что-то, какая-то часть так выделена быть, что остальное уже как бы не важно?
Гена. Ну, для каждого человека это имеет особенность. Понимаешь? Т.е. ты можешь выделить то, что ты видишь! – я могу это не видеть!
Глеб. Ну, понятно.
Гена. Понимаешь?
Глеб. Просто у Джоконды она уже как бы выделенная!
Дима. Пазл совпасть должен, да?
Гена. Да, да. И тогда, при совпадении этих пазлов, может быть, у одного – одно, у другого – другое, у третьего – третье. И как бы возникает.. – это как в «Апокрифических Евангелиях», когда человека создавали там несколько десятков богов: сухожилия – один бог там, глаз – другой бог. И во всем как бы есть Божественные проявления.
Глеб. Но для этого человек должен быть.. – т.е. обычный человек – он ограниченный, он обращает внимание на какие-то части. А что-то вот у него выпадает из (внимания). Если вот говорить о том, что ты говоришь – тут человек должен быть не ограниченным.
Гена. Ты понимаешь, я для себя может быть, всю жизнь это изучаю. Оно мне всю жизнь это интересно! … Т.е. интересно, потому что с каждой формой рождения появляется что-то иное, которое бы позволяло бы смотреть, не отводя глаз, и изучая это. … Понимаешь? Т.е. я назвал бы, наверно, энергия жизни – она играет. … Играет какими-то красками, я так назвал – мазок в одном месте. Вот художник иногда берет, много-много красок смешивает по наитию, может быть. И подбирает ту тональность краски, которая бы играла. Как можно сказать «вот этого мне не хватало!». … Поэтому, может быть, когда на женщину смотришь и говоришь «о, вот этого не хватало!». … Вот из этих мазков, может быть, внутри складывается вот эта картина общей женщины. Я е не знаю, я не видел ее – но я чувствую ее! … Что-нибудь не то?
Дима. Нет, нормально.
(продолжение следует)