Гена. Ты понимаешь, может быть, ценность в том, что мы для себя не определяем ценность слов, потому что мы не видим, что слова являются ценными. Вот ты неправильно произнес слово – это слово поставил, предположим.. – ты хотел бы чтоб у тебя что-то отнималось или хотел, чтобы что-то к тебе прибавлялось? Или хотел бы, чтобы от этого слова была какая-то перспектива для тебя? …
Глеб. Ну, наверное, чтоб слово как бы отражало то, что есть.
Гена. Стоп. А с какого хрена слово может отражать? Если с тобой начать разговаривать – ты говоришь «в аспекте – я думаю в аспекте чего-то-чего-то»! И ты меня куда посылаешь – на хрен? – в скрытой форме? – в аспект? … … Если мы не получаем какой-то конкретизированной формы словесной перспективы, которая открывала бы нам ощущения или показывала бы наши ощущения или наши чувства.. – или дала бы возможность проявлению чуда.. – сближению людей или изменение подхода твоего к человеку – приближение его или отдаление.. – ты бы словами манипулировал или б управлял словами? – или ты уточнял бы для себя? … Вот если ты подчиненный – ты употреблял бы те же слова, что руководитель или иные?
Глеб. Я бы – другие бы употреблял слова.
Гена. Да. Да. А почему у нас тогда в этом случае возникает социальная дискриминация по использованию, эксплуатированию тех или иных слов? … Почему я должен бороться за сво-бо-ду? – сло-ва? Ты представляешь?! А кто слово-то заковал в наручники?
Глеб. Ты с этим борешься?
Гена. Нет, вообще мне интересно! – понять «я борюсь за демократию».. – «борец за демократию», представляешь? … Фраза интересная! Ведь мы не слова понимаем! – а мы понимаем, что ряд каких-то слов не дают людям. Но человек-то начинает употреблять слова в своих личных целях!
Вика. В аспекте!
Гена. Да! Понимаешь, идет? … Т.е. ты этими словами высказываешь свой взгляд, свое мнение, свое наболевшее. Ты тоже в этом случае эксплуатируешь эти слова в том аспекте, в котором тебе хочется! … Давайте, я организую партию за свободу слова! Или за свободу слов! … Что, они только ваши, что ли? … Есть какое-то слово и вдруг мы его начинаем употреблять таким образом, что это слово оказывается «не пришей корове хвост». …
Глеб. Но у слова – у него же смысл какой-то один на всех. Или разный на всех?
Гена. А вот подумай-ка ты сам в этом случае! … Есть слово «свобода».. – ну, условно. Есть оно? – есть! И ты начинаешь говорить «Гена, а ты в каком смысле это слово употребляешь?». … И слово вдруг неожиданно начинает не красоваться – а оно имеет смысл! Ладно бы был бы смысл слова «свобода»! Так в этом случае, на какой хрен нужны слова?! … Если просто мы их неэффективно употребляем. …
Глеб. Ну, я согласен, что у нас слова, как Маяковский говорил «довожу до самого (плохо слышно)»
Гена. Слова?
Глеб. «Хочу заставить сиять заново величественное слово – партия».
Гена. Ты смотри! Я даже забыл – даже не помню.
Глеб. Ну, это к тому, о чем мы с тобой говорили. Я согласен, что вот слова размывают. Поэтому вот уточнить, наверное, нужно что ты подразумеваешь под каким-то словом, если оно имеет смысл.
Гена. Угу. … Ну, «свобода» – оно «свобода». Свобода слова – дайте слову быть свободным! И оно само найдет вас! …
Глеб. Оно ведь не может быть свободным – слово!
Гена. Может быть, тогда, когда мы чавкаем, едим – нам слова на хер не нужны! … Когда мы пьем, когда мы спим – нам тоже слова не нужны! … Корове – они, вообще, на хрен – слова не нужны! – она жу-е-т, жу-ет жвачку.. – плюс еще молоко дает. … Может быть нам вместо слов просто использовать определенные формулы..?.. – какие-то геометрические построения? – наскальные рисунки? Нашел камень – и херачь, долби два часа.. – пиши послание. И потом это послание читаешь и вот там уже появляется «в каком смысле?», «как я прочитаю?».. – она меня в гости приглашает – «придешь?».. Ее «нема» – пидманула, пидвела.. – она скажет «а ты не так прочитал..» … Понимаешь? … Не получается (ли), что мы иногда словами не создаем, я б так назвал – «качество тела»? …
Глеб. Качество тела?
Гена. Да.
Глеб. А как это?
Гена. А вот может я не прав! …
Глеб. Т.е. словами поднимать человека? Т.е. слова – для другого человека, да?
Гена. А что, если женщину кормить словами, что-нибудь изменится? – она все равно скажет «я не понимаю».. Она говорит.. – вот не знаю, насколько проверяешь идешь.. – ей что-то иное надо кроме слов! …
Глеб. Просто, когда говорится что-то вот словами – то, что противоречит тому, что во мне – у меня реакция как протест пока возникает. Ее приходится или как бы подавлять, или не слушать, или отойти в сторону, или возразить.
Гена. Ну?
Глеб. Ну, т.е. получается, нужно как-то вот то, что другой человек говорит..
Гена. (перебивает) Тогда слова во что утыкаются? Утыкаются! В тебя, да ведь?
Глеб. В мою точку зрения, да.
Гена. Да. Ты совершенно прав. Смотри! – слова утыкаются в твою точку зрения.. – ну, предположим..
Дима. Не проникают– получается?
Гена. Ну, пусть так. Пусть так. … Т.е. ты говоришь для себя «измените мою точку зрения – и я приму ваши слова!», да? … Точку зрения словами не всегда можно изменить! Т.е. я вначале должен что-то изменить в тебе.. – изменив в тебе что-то – поменяется твоя точка зрения! Так же? Должна быть некая форма воздействия на тебя, которая позволила бы изменить точку зрения – и тогда слова войдут. … Понимаешь? А причем слова-то? – ведь точку зрения-то можно изменить по-разному! … И тогда получается, что ты становишься доступен для слова! …
Глеб. Почему я – доступен?
Гена. Вот потому, что вот в это время слово входит в тебя.. – и препятствию..
Глеб. Т.е. оно мимо меня как бы проходит?
Гена. Так проходит. Мимо тебя!
Глеб. Нельзя сказать «мимо ушей»?
Гена. Тоже хорошая фраза! … Почему в этом случае я должен верить тем словам, которые ты произносишь или произносит кто-то другой? … Да какая разница что ты говоришь?! – главное изменить точку зрения! … Чтобы ты произносил те слова, которые могли бы дойти до тебя.
Глеб. Это вот случай, когда человек самодостаточен?
Гена. Что это такое?
Глеб. Вот у человека, к примеру, есть же потребность, в группе который находится, обмена – взаимодействия.. – с другим человеком. Ну, обычно у людей так – им нужно выдохнуть что-то, вдохнуть – т.е. на этом уровне происходит взаимодействие. Т.е. потребность есть во взаимодействии.
Гена. Да. Смотри, происходит взаимодействие.. – ты во взаимодействии с ним формой дыхания – ты его обогащаешь, насыщаешь, отравляешь? … И в итоге ты дыханием доставляешь точку зрения свою. Да? Или точку проблем.
Ольга. А на хера самодостаточному взаимодействовать? Это, может, проникает просто – и все.
Гена. А ему на фиг это не надо!
Глеб. Ему, самодостаточному – не про него же как бы, а..
Гена. Про другого – кто не самодостаточен.
Ольга. Кто не самодостаточен – он вообще не понимает, что в него проникает! Ну, как вот вирусная инфекция проходит? – мы что, видим как она в нас проникает? – мы только последствия ее видим! … Наверное, то же самое. …
Глеб. Тут даже, может быть, дело не в вирусной эмоциональной инфекции, а вот даже.. – как бы хочется вот.. – я не знаю, наверно, не на эмоциональном уровне – просто поговорить с тем, который вот в этом же, в этом контексте находится. Т.е. понимает проблему какую-то и с ним можно как поговорить. Вот почему такая потребность есть вот поговорить, обсудить что-то вот?
Гена. Дорогой, скажи – а зачем это ему (самодостотачному) надо? … Скажи, тот, кто в этом случае самодостаточен, он кто – он власть? – он начальник? – он подчиненный? Или он не может жить, не имея подчиненных? Или он подчиненный всем?
Глеб. Хорошо, самодостаточному человеку же тоже хочется.. – ну, вот мысль чтоб у него пришла какая-нибудь – ему нужно поговорить с каким-то человеком, чтоб.. – и вот на фоне этого разговора возникнет мысль какая-то новая, допустим.
Гена. Стоп. Интересно..
Глеб. (продолжает) сам с собой же..
Гена. Сам с собой, да, сам с собой – это мастурбация, онанизм. Смотри! Если ты, предполагаешь, самодостаточность – и он эту самодостаточность извлекает из себя..
Глеб. Достаток!
Гена. Да, достаток! Ты спрашиваешь «а у тебя есть там еще для меня что-то?». Понимаешь? В какой форме будет задан вопрос? … Ты в этом случае должен обозначить вопрос? – или ты можешь обозначить этот вопрос – что тебе надо – поведением, дыханием, переживанием.. – т.е. какова читабельность твоего вопроса?.. – что ты обозначил ее ценность?. … Если ты цену этого вопроса и цену собственной проблемы – ты ее сам себе не обозначил, условно говоря, даже не выводя на уровень слов – потому что, даже если ты что-то сказал, ты все равно в этот момент будешь чувствовать не то, что ты думаешь, а совершенно иное! Т.е. я должен, слушая твои слова, вешать их на уши и вытаскивать из тебя нечто, что еще не сформировалось в слова. И не дай Бог, то что у тебя созревает – было облечено словами! …
Женя. Почему «не дай, Бог»?
Гена. Не дай Бог? Ну, это опять поздняк метаться!
Ольга. Это поздно уже!