Ключевые понятия: умение считывать информацию по реакциям и между строк; Москва и москвичи.
(Смотрим в домике телевизор – программа «Новости»)
Гузель. (Обращаясь к Гене) Вы «Новости» слушаете как «Отче наш» – как самое святое на свете.
Гена. Нет. Там есть два момента.. – ну, много моментов есть. Во-первых, это волны – и между волнами и словами есть разница. … Понимаешь, идет? Вот. (разговор на фоне новостей аграрного комплекса) И мне интересно .. – понимаешь, фраза (цитирует фразу из «Новостей») «чтобы вырастить хороший урожай, надо купить комбайны». Пипец, не то, что изменить технологию – ну, что-то вот такое. А «надо купить комбайны».
Гузель. Может, они не представляют еще новые технологии какие?
Гена. Нет. Ну об этом-то идет речь. А второй, предположим.. – три человека, четыре человека говорили – один из них узбек, второй китаец, третий, по-моему, где-то с Украины и председатель там женщина русская.. – ну русская, россиянка.
Гузель. Из Подмосковья она.
Гена. Да. … И вот.. – и ты понимаешь, что.. – а, «урожай отправляется в южные районы». … У нас привычка – южные районы – это Краснодарский край там. А у них южные районы – Московская область.
Гузель. А-а! Они это имели в виду!
Гена. Да. И вот эти вот нюансы видишь, складываешь – это внутри как бы вот. … И поэтому, да, иногда дурацкое – может быть, все дурацкое – вот так вот смотришь. … \…\ И мне интересно, знаешь.. – сейчас скажу. Можно ли с помощью телевизора заставить человека работать – это один вариант. И заинтересованы ли эти люди, условно говоря, чтобы вообще-то вот технология у человека работала. … И много-много.. – и вот эти вот много-много нюансов – они создают определенное направление.. … Т.е. за что детей там ругать? – ну, смотрит там. Он смотрит. Можно ли это регулировать?. – с изменением диапазона. … \…\ (По телевизору говорят о Москве) Просто сама по себе Москва – она из категории города становится категорией государства.
Дима. Отдельная?
Гена. Отдельная. Совершенно отдельное государство, где.. – наверное, как Люксембург будет, может быть еще что-то.
Леша. Даже когда по телефону из Москвы звонят – один диалог, из другого места совсем другой текст.
Гена. Это разное, совершенно разное. Мне это и интересно. Знаешь, как бы.. – это вот как камень бросишь – и расходится волна. И вот тут тоже самое приблизительно, вот это вот государство – как будто столица и волна.. – т.е. приведет это все к соединению – или приведет это к разъединению.
Леша. Чем больше будет расстояние?
Гена. Ты знаешь, одно дело, наверное, одни говорят, что они нуждаются в Москве – а другие имеют право говорить что «мы не нуждаемся в Москве». Вот это вот форма.. – форма не противостояния – это какой-то клеточный уровень уже. …
Дима. Есть же тенденция такая – не будет москвичей.
Леша. Они на это претендуют просто?
Гена. Нет, нет. Почему? Это.. Я, наверное, лет 12 ездил в Москву – у меня все близкие друзья были москвичи. \…\ И они меня как-то, знаешь.. – т.е. если ты интересен – то все: они нормально душевно – не меркантильно. … Они в шортах босиком ходили по метро – ну, тогда йога.. – нет, ну тогда они занимались йогой.
Леша. Т.е. получается, они внутри остались незахваченными Москвой?
Гена. Нет. Они оба были кандидаты наук и оба работали дворниками и плюс еще научными сотрудниками каждый в своем институте. \…\ Нет, москвичи хорошие. Надо просто проникать. Не проникнешь.. … … Но это государство – так же как Швейцария, так же как Люксембург. …
Леша. Ну, оно получается, как государство имеет границы? Оно, получается, закрывается в себе?
Гена. Ты знаешь как, она не закрывается – она всегда будет брать..
Ж. Дань.
Гена. Дань – это идет один вариант. Она всегда будет нуждаться в обслуге. Если ты умеешь думать.. – ведь для того, чтобы быть, может быть, европейцем – надо уметь чувствовать себя европейцем. Это знаешь как.. – вот говорят, предположим, есть тараканы.. – а есть: включил в розетку – что-то-что-то включил и тараканы разбегаются. И москвичи, может быть, то же самое, так же вот – селекция вот накопленного годами. Пока ты не шкурой не удержался – ты шкурой будешь отпадать. И тут то же самое, есть: люди могут сказать, что их московский ритм напрягает – он сбежит. Ну, не сбежит – но соки выпьются. А если просто не бежать никуда, вот просто никуда не бежать – то зашибись.
Леша. Приезжать на работу к 10, к 11-ти..
Гена. Ну.. Да, или можно вообще не работать. Это там как-то есть всегда какая-то конъюнктура, где ты не бегая – но зарабатываешь. … И пусть бегают другие там. Т.е. там модель мышления и модель создания слов – они совершенно разные.
Леша. Т.е. там большой город – поэтому там сегментация происходит выражено.
Гена. Там даже не город – это ну другая страна. Если ты [говоришь] город – ты будешь ждать ограниченного на себя воздействия. А если ты увеличиваешь понятие «город» – «город-государство», тогда ты расширяешься и говоришь..
Леша. Это полезно знать, когда бизнес делаешь.
Гена. Если ты спокойно ведешь.. – нет, тут сложно сказать «спокойно».. – если ты ведешь себя по-московски – это нормально. Но так не должно быть не-московски. … Там ты где-то дрогнул.. – ну, это везде так. …
Леша. Мельтешения не должно быть.
Гена. Еканья, что ли. … Вот то же самое, так же глядишь иногда, не знаю, на экран там – и ты видишь.. – предположим, она говорит о погоде – а показывает свои бедра. Рекламирует что-то там какое-то средство – а показывает там, предположим, правую грудь. … \…\
Наташа. Это по-московски так?
Гена. Это, скорее всего, да. Ну у них же есть режиссеры, много-много-много чего там – подают. Такое ощущение, как будто правая грудь – она может расти-расти и красиветь-красиветь, а левая там.. \…\ Ну вот они так думают. Но они ведь, в общем-то, на этом уровне вполне нормально и заработать [могут].
Леша. Ну вот это как раз они хотят, чтоб екнуло?
Гена. Ну, может быть. Может быть. … \…\ Пройдет лет, не знаю, тридцать-сорок-пятьдесят – такое ощущение.. – чтоб москвич хорошо – не то, что хорошо думал.. … Я помню, как-то я говорил.. – меня спросили «а что ты это..?». Короче, я подсчитал из газеты «Правды», что Леонид Ильич Брежнев ни хера не работает. Не помню, то ли среда была, то ли четверг.. У нас преподавал зам. полит – он говорит «с чего это ты взял?». Я говорю «вот давайте смотреть – он полтора часа, ну час, ехал до аэропорта Шереметьево провожал это [кого-то], час, наверное, провожал он. Следующий час, предположим, он ехал обратно. Тут у него написано «обед – торжественный обед». Потом «торжественный ужин» в честь делегации такой-то, такой-то». Я говорю «это во сколько должен рабочий день его закончиться?». Я говорю «в 10?». Ну, наверное, в 10 его повезли отдыхать. Он в 11 приехал. Когда он работал? Он [говорит] «ты откуда взял?». «да вот газета «Правда», – достаю ему. Передовица была. А он говорит.. – ну, ты знаешь, одновременно он в шоке и потом он не знает – то ли осуждать меня, то ли еще что-то «дай, – говорит, – газету». Я говорю «возьми», что там..
Дима. (смеется) Вербанул за 5 минут! – в ряды диссидентов.
Гена. Ну, я у него сомнения заложил. Потом я ведь ничего не использовал кроме..
Дима. (смеется) Легальной газеты!
Гена. (продолжает) больших букв. \…\ А, там как раз статья Сахарова первый раз статью прочитал. Ну, Сахаров нормально лег.
Дима. Официальную статью где-то?
Гена. Да, официальная статья..
Дима. Не в Самиздате?
Гена. (продолжает) – в Литературной газете была. Я вообще тогда Самиздат не знал. Я всегда, наверное, может быть, находил между строк то, что.. – для меня между строк что-то было написано. Я успевал читать до запятой, после запятой там – думаю «почему?». И в итоге ты получаешь ответ. Если не получаешь ответ – ты долго-долго думаешь и потом – раз! – получаешь ответ. А они говорят «ты откуда взял?». Оказывается, условно говоря, в Самиздате написано то, как я думаю. Они [говорят] «что читал?» – я говорю «да ничего не читал». \…\ И вот, знаешь, получается, что даже глядя на наш телевизор – там всегда есть между слов: там есть реакции, есть мимика, есть движения глаз там, – ну, это я так называю. Т.е. если быть нормальным шпионом – всегда можно информацию найти..
Дима. Считать..
Гена. Читать, да? И она такая правдивая! \…\
Леша. Ну, надо вкладывать в место, откуда взгляд формируется.
Гена. Ты знаешь, это еще к этому надо настолько лояльно относиться. Ну, лояльно, само по себе.. – все-таки для меня есть понятие «устои государства» – именно очень такие.. Даже не устои государства – это, может, устои территории, что ли – вот как форма государства. … Я не хочу ни за красных, ни за белых, ни за каких. … Но меня всегда удивляет, хочешь назвать «антисоветизм», «анти» еще что-то. Я смотрю «интересно, сколько он зарабатывает?». Нет, за сколько он старается? Вот иногда вот прям на лице написано – потому что шесть раз подряд одну и ту же реакцию, если она не заучена – ее не выдашь. … И тогда начинаешь просто наблюдать как бы.. – вот форма.. – процентное соотношение искренних проявлений и неискренних проявлений.
Леша. Это именно искренность в проявлениях?
Гена. Ну да. Знаешь как, может быть, как коэффициент искренности. Потому что то же самое, может быть, как.. – так же и может быть, как искренних музыкантов бывает мало. … Ну нет, от Бога-то бывает их много – а искренних бывает мало. Потому что, знаешь, как бы такое ощущение, как будто он все равно где-то ведет себя, условно говоря, в чем-то неадекватно. Непременно, как «батенька, непременно, должно быть, что ли».
Леша. Ну, попадая в условия как бы, получается?
Гена. Живя в условиях! Живя в условиях. … Ну, где-то левая нога короче правой, ну где-то правая короче левой, – ну приблизительно. … Просто хочу вытягивать левую руку, хочу вытягивать правую руку. … Вот что-то вот из этой категории – потому что оно реализуется. Хочу – раз! – и реализовалось. Значит, левая рука развита там или вытягивается или еще что-то.. … Фраза интересная, ну для меня она была.. Был такой Попенченко – боксер. Ну, он дрался, вообще-то исключительно.. – нокаутом. И я для себя проверял, вот как проверял его – и он мне напоминал элемент математики.. – такую математическую модель. А потом узнал, что он, по-моему, еще кандидат технических наук был, – или физических, или технических. И мне было в этом случае интересно – как долго он сможет прожить? – вот в таком двойственном состоянии: реакции и остановить реакцию.
(продолжение следует)