Фрагменты группового занятия (23 ноября 2013, Казань) – 1 часть

Захваченный кадр 80(Размышления после крушения самолета в Казани)

Гена. Ну что, как татарский народ – в трансе был?

Роман. Сначала все были в трансе на самом деле. Сначала все были в движухе, как я помню ночь. А потом все были немножко в трансе – но тоже в движухе. И вот только вчера вроде как-то отпустило.

Гена. Отошло, да?

Роман. Да.

Гена. А вот отличается вот это от «Булгарии» – когда корабль потонул?

Роман. В чем-то есть разница.

Гена. А в чем вот на твой взгляд?

Роман. Во-первых, «Булгария» была дальше географически – и мы ее не видели своими глазами в момент свершения. А здесь впервые трагедия произошла в Казани на глазах казанцев. Потому что многие..

Гена. Встречали, да.

Роман. Это может быть одно отличие. Потом через какое-то время транс так кончился, и начались уже какие-то мелкие вот детали уже – ситуация начала расплетаться на разные линии. …

Наташа. У нас сегодня деревья посадили в честь погибших около дома – собрались все на субботник. Посадили липы большие. Люди как-то вот..

Роман. Объединились.

Наташа. Да, объединились – чтоб не по одному быть. Ну, и что-то вот сделать, чтоб была память – вот деревья растут.

Гена. А это вот обязательно надо вот, чтобы вот что-то такое происходило – которое бы дало нам понять?

Наташа. В действиях всегда легче переживать – когда физически что-то делаешь. Какие-то ситуации легче переживать, когда движуха какая-то. Когда что-то объединяется – вместе сидят. Даже на похоронах бывают все вместе люди. Все равно это же традиция наша.

Роман. А мне кажется, это как-то как давление сбросило какое-то. Которое вот наростало-наростало-наростало и как-то через него так «бум!» так – спустилось.

Гена. А что, для этого обязательно количество погибших должно быть?

Роман. Да уж не знаю. С «Булгарией» было 200 (погибших). \…\ В «Булгарии» было больше, например, жертв. Там очень много детей было. Но тоже вот как-то – раз! – и все равно спустили какое-то давление, мне показалось так. Или наоборот, когда много энергии набирается – вот, помнишь, ты говорил по поводу того, что заряд – он ударяет, но для него и готовность тоже должна быть. Вот как бы есть определенная готовность – и она и притянула этот заряд. Т.е. мы готовы вот, например, такие вещи как-то пережить и осознать их, что ли. Познать их через себя.

Гена. Ну, хорошо. … Сейчас мысль пришла «а что мы готовы познать?». Вот она (авария) произошла. … Ну, мы поплакали, мы попереживали. А что дальше-то? … Что, нам нужна трагедия спустя через какой-то промежуток времени? …  Что, под эту трагедию – что, должны люди подбираться? … Какие-то вот слово-сочетания должны быть или слово-действия должны быть?

Роман. А я могу вот с прагматической точки (зрения) объяснить.

Гена. Давай.

Роман. (продолжает) Во-первых, это должно быть понимание о том, что что-то в экономике неладно, в Татарстане самом, если такие вещи могут происходить. … Соответственно, значит, должны быть какие-то меры в отношении авиакомпании. И вообще, принципов отбора людей. Потому что генеральным директором там, например, сидел сын друга ****. Это все равно как бы.. – вот эта вся цепочка – она откуда началась.. – «давайте, я возьму на работу сына – нормально же работает?» – она туда и пришла, она и закрылась. Т.е. сюжет вообще… Я честно тебе скажу, я в этом увидел такую историю, которая закольцевалась сама в себе. Вот это прагматическая точка моя. Понятное дело, что если в авиакомпании сидит такой парень – значит, где-то еще много таких интересных парней.

Гена. А через этих парней надо проходить? Или этих парней надо отодвигать?

Роман. Слушай, ну парень парню рознь – все парни разные.

Гена. Об этом-то и речь идет.

Роман. Кто-то есть, пусть даже и с хорошим папой за спиной – а он реально умный. Есть такие парни. Но с ними надо работать. … Ну, а с теми, кто вот совсем уж ни в зуб ногой или где-то совсем не так – надо как-то по-другому решать вопрос. Убирать их с таких вот жизненно обеспечивающих отраслей. Это же жизнь.

Гена. Для меня интересно прозвучала.. – во-первых, в «Булгарии» люди поехали отдыхать – а здесь система образующего движения. Ведь полетели люди не отдыхать.

Роман. Ну да, работать.

Гена. Работать. Просто это форма работы. Там работали, предположим, как бы единицы – а тут вся категория людей находилась в системе работы. … Т.е. тогда, когда они имели право отдыхать – они и должны были посмотреть на то, куда они едут отдыхать. Не просто отдыхать головой – а отдыхать глазами, глядя на то какой корабль или какой катер. Т.е. «я не сяду в лодку, которая протекает» – если только за мной кто-то не бежит, не охотится. «Я сяду в лодку, если она дырявая – насколько я буду быстро грести». … Вот такой вот, назову так, инстинкт, может быть. … А тут «я никогда не сяду, – я так называю, – на тот самолет, который имеет, – назову, – маленькая компания». … Почему? Во-первых, я считаю, что, для меня вот, я так и билет не покупал – потому что мала практика. … Мала форма обучаемости. … Наверняка, я подумал для себя, есть пилоты, которых могут брать по блату. …

Аня. Ну, это очень такая длинная цепочка. Вот я же летаю. Берешь тот самолет, который по времени… Это же не выбор – а тебе нужно в это время улететь – туда прилететь. И ты уже не выбираешь, так вот что.. Думаешь «ну, авиакомпания «Татарстан». «Татарстан» звучит серьезно для меня вот.

Гена. Я согласен.

Аня. (продолжает) Правительственный. Думаю то, что самолеты у них там не новые – конечно, напрягает, когда садишься. Но летишь в Казань – там родной аэропорт. Там не возникло, не возникает такой цепочки для нормального человека.

Гена. Вот смотри, интересно, возникает форма, я назову так, форма внутренняя требования или внутренняя моя потребность – где я перед самим собой буду ставить вопросы. Но мне же кроме меня еще самому себе нужно получить ответы. … Это значит, если я буду получать ответы, а вдруг ответ не приходит – у меня возникает беспокойство. … Потому что к такому-то времени, как я называю, я не получил ответа – это вызывает у меня беспокойство «почему?». …

Ну, как бы в свете того, что там говорилось – типа того, что.. – ну, 21 год – фиг с ним, я вполне понимаю, что.. – ну, так думаю «если 21 (год), но он летал на одних и тех же маршрутах в одних и тех же территориальных..». Потому что земная атмосфера – она все равно по-разному действует.. – в России – это одно действие происходит, в Европе. А тогда, когда происходит в одних климатических.. – Африка – там одна энергетика, Южная Америка – другая энергетика происходит. А у него (пилота) должна быть вот схема работы с этим транспортом. … Если у одной лошади есть один и тот же ямщик – он будет ухаживать, а если ямщики разные.. … И вот мне сейчас интересно поведение ****. Уж на что он сейчас должен очень жестко-жестко работать. Без кумовства. Такое ощущение вот – без такого понятия как «блат». …

Роман. Но ты же понимаешь, что если принципиально прям придерживаться такой позиции – то там часть системы может порушиться? Его, им же построенная.

Гена. Пусть.

Роман. Это же он тоже должен себе сказать, что «пусть».

Гена. А теперь он для себя пусть подумает, предположим – а сможет ли он.. – предположим, он так для себя определил – ну, у него два ребенка, туда-сюда. А сейчас остался один. … И перед ним встал вопрос «а может мне еще надо?». … Меня всегда удивляло, я так называю, у **** же – у него 2 пацана. И они гоняли.. – если бы он где-то неправедно вел бы себя – все равно кто-то один из них мог бы улететь. … Это по закону кармы. Тьфу-тьфу. … \…\ Т.е. это еще раз говорит о том (что) напряжение сбрасывать нельзя. … Вполне вероятно, может быть, они уже летели обратно в более расслабленном состоянии.

Аня. Ну, там же это воскресный рейс был – в воскресенье же. Я вот так понимаю, в основном деловые поездки – они идут в будни. Т.е. там люди, я слышала, из Йошкар-Олы с отпуска возвращались. Я так думаю, кто-то ездил в Москву на выходные.

Роман. Т.е. они, наоборот, в расслабленном состоянии сюда возвращались.

Аня. Вот я думаю, все-таки они с отдыха ехали. Значительная часть (людей).

Гена. Я согласен. Тогда просто если бы у летунов, командного состава было бы умение держать напряжение – то этого бы в общем-то (не произошло). Потому что по мере того, как посмотреть там он как грохнул (самолет) – ну, ладно, он бы..

Роман. Брюхом шлепнулся…

Гена. Да. Ну, ладно, он, предположим, мог бы приземлиться за линией поля (взлетно-посадочной полосы). В поле просто.

Роман. Он отвесно же падал.

Гена. Да.

– 450 км\час скорость при касании и 75 градусов внизу.

(продолжение следует)