Занятие со студентами-психологами в Одессе (февраль 2011 – 2 часть)

(продолжение)

Миша. Я понимаю, что нужно поставить цель перед собой – а потом к ней идти. А если пока каша в голове после университета? Чего я хочу? – вот главный вопрос!

Гена. Нет, стоп! Стоп. А ты скажи – кто эту кашу твою будет есть? Кто твою кашу будет есть, если она у тебя в голове?

Катя. Кроме него, наверное, никто.

Гена. Кроме него? Но, извиняюсь, это обидно – я сварил кашу и ее никто не ест!

Миша. Это вопрос получается таким – как выбрать нужное направление? Вообще, какое направление? В психологии полно направлений!

Гена. А какое ты хочешь выбрать?

Миша. Не знаю.

Гена. Нет, а что тебе надо?

Миша. Хм, «надо»! В университете нужны были знания. И вот я их получил – практически все пять курсов.

Гена. Ну?

Миша. Дальше что? Реализовать эти знания!

Катя. Найти направление.

Миша. Найти направление!

Гена. Нет, стоп-стоп. … Получая знания, ты делал пошагово движения к самому себе или пошагово движения – знания тебя вели.? – вот ты же ногами передвигаешь. Ты для себя, когда передвигаешь ногами, идешь вот – «мне нужно идти к университету». И ты идешь к университету. Ты говоришь «мне идти нужно к девушке» – и ты идешь к девушке. … Тогда ты начинаешь для себя определять «я веду, условно говоря, консультацию» – ну, предположим. Ты из своей каши что будешь выбирать? … Или ты забудешь, что у тебя есть каша? Или ты скажешь «у меня не каша – у меня уже там плесень». Ну, хорошо, тогда порождай плесень в своей голове! … Кстати, интересный момент. … Т.е. получается, если у тебя в голове каша и если эту кашу (никто) не ест, а голова – это не холодильник и там продукты долго не держатся – значит, вполне вероятно, спустя какой-то период времени каша начнет..

Валера. (подсказывает) бродить..

Гена. (продолжает) бродить. А если она начнет бродить – естественно, она будет покрываться плесенью. Если она будет покрываться плесенью – получается, что ты будешь испытывать какие-то внутренние переживания. Которые сам для себя объяснить не сможешь! … Ты, таким образом, нажил себе проблему. Или наживаешь себе проблему. … Теперь получается – а под что ты хочешь получить энергию, если каша в голове – это закономерный твой процесс? … Логика! – вот смотрите. Вот он мне сказал «каша», да? Я с этого слова – я начинаю работать. … Я вам показываю процесс работы. … Свой процесс работы. Значит, тот объем энергии, который он будет получать, если он не будет находить выхода – а он естественно не будет находить выхода – энергия начнет паразитировать и гнить. Это может быть, условно говоря, в сторону «плюса», в сторону загнивания, в сторону брожения. Т.е. клетки не будут делиться своевременно. … … Понимаешь? … Вот в чем для меня, может быть, задача, чтобы не иметь в голове некой формы, напоминающую «кашу». … Т.е. если б я набирал бы людей – психологов на работу или еще что-то – я бы точно таким же образом тестировал. … Я просто сейчас показал одну из форм работы менеджера по кадрам. Где вы можете работать. … Уяснили? … А там, может быть, в этом кадровом агентстве, работа простым служащим или еще что-то – оно ценится очень высоко. Потому что с «кашей» в голове мне сотрудники на фиг не нужны! Потому что проблемы таким образом они (сотрудники) не решают – они просто будут загружать! Если есть выверенная стройная работа в том или ином направлении,  то получается, такая форма мышления – она просто будет сбивать с ритма рабочего. … … Уяснили что-нибудь? И скажите, в чем я не прав? Вот я вот так думаю! Вы можете сказать «Гена, или Геннадий Григорьевич – как хотите, вот вы не правильно думаете!». … Один вариант. «Гена, как вы этого достигли?» – второй вариант.  … А вообще просто промолчать – третий вариант. Ну что?

Олеся. А что делать с этой кашей? Если она уже есть.

Гена. Нет, со своей или с чужой?

Катя. Ну, она по любому будет!

Гена. Пригласить ее покушать кого-нибудь другого. Это один вариант. … Просто много не готовь в следующий раз. … А почему ты считаешь, что у тебя «каша»?

Олеся. Не знаю.

Гена. Ну, «не знаю» – это ведь не есть «каша»!

Олеся. Просто много в голове вращается и когда нужно что-то решить, что-то определить – ничего не понятно.

Миша. У меня другая «каша»! У меня есть четкие знания, много интересных направлений. Но что выбрать? Вот к этому.

Катя. Это, скорее, «распутье». Больше похоже.

Миша. Ну, распутье.

Ната. Нет, «каша» и «распутье» – это разные параметры.

Гена. Ну что? Вопросы?

Миша. Мы разрываемся. Столько работы интересной. Ну, не знаю. … Нам нужен пинок! Молодым, зеленым – у меня такое, кажется, ощущение..

Гена. Ну, любой «молодой», «зеленый».. – так, что будем делать?

Вика. (посмеивается) Ты на цветы смотришь? (на столе стоит ваза с цветами)

Гена. Ну да. «Молодой», «зеленый». Ну, вот так вот сорвали. Ну, поставили. Надеюсь, дней через 10 сгниет. …

Ната. Вот мне интересно, вот вы говорите «каша» в голове.

Гена. Я не говорю!

Ната. Это были ваши слова! Она бродит, она плесневеет и т.д. А цветы – они сгниют. Но ведь даже сгнивая, эти цветы переходят в качественно иной продукт!

Гена. Ради Бога, девочки. Уважаемые психологи, ради Бога. Вот хороший аналог! Кстати! Листья ведь тоже на деревьях, достигая осени – они краснеют, отпадают! Так?

Ната. Да, и переходят в качественно новый продукт!

Гена. Ну?

Ната. Так что эта «каша» – она ведь в голове. Она ведь может структурироваться во что-то очень качественное!

Гена. Я сказал «в плесень».

Ната. Та же плесень – это плесневой грибок, это пенициллин.

Катя. Другая форма жизни.

Гена. Но это пенициллин – это уже условия для другой профессии! Понимаешь?

Ната. Ну почему же? Смотрите, если мы говорим о практикующем психологе, если мы говорим о профессии психолога – конечно же, психолог с «кашей» в голове – это трагедия. Для самого психолога! – в первую очередь.

Гена. Но я не сказал, что «трагедия»!

Ната. Я со своей точки зрения рассуждаю! Я говорю о том, что ведь если это практикующий психолог с «кашей» в голове – то он помощь никакую не сможет качественно оказать клиенту. Потому что он в своей «каше» разобраться не может. А если это, допустим, научный исследователь с «кашей» в голове, которая потом станет той же «плесенью». Но ведь та же «плесень» – это почва для появления чего-то, опять же, сама по себе «плесень» – это качественно новы продукт и после этого он становится опять же почвой, как таковой, для чего-то нового. Исследователь с той же «кашей» – это наоборот, продуктивно! Хотя тут 50х50. Может быть, он может просто  сойти «на нет», а может это быть каким-то нибудь, я не знаю – Павловым. Или там Пироговым.

Ната. Почему же – нет?

Гена. Стоп. Тогда получается, что ряд внутренних переживаний или ряд внутренних, условно говоря, составляющих, которые рождаются в голове – они могут быть обоснованием или условием для человека иной профессии, может быть, заинтересованы. Вот о чем идет (речь)! Т.е. я понимаю, что психолог, условно говоря, с «кашей» в голове – он может быть интересен микробиологу. Нет, может, ирония – не ирония, да? Почему? Потому что идет форма исследования других структур. Это у вас (психологов) идет как форма услуги! Психолог – это форма услуги. Обслуживающий персонал человека! Так ведь? Т.е. у вас должны быть определенные, ну, назову так – методики, определенные взгляды, определенные внутренние структурные анализы или измерения там. И вы, по динамике движения определяете его (человека) состояние. И даете при этом анализ его состоянию и можете дать направление.

Ната. Конечно.

Гена. Потому что в этом случае как Миша может изменить направление мышления или выпрямить его? Как может в этом случае снять определенные переживания с человека? Потому что тогда, когда человек будет, условно, ему что-то говорить – он скажет «он меня грузит». Это один вариант. Потом он может сказать «он соприкасается с моим внутренним миром, как будто он знает обо мне больше, чем я знаю о нем». И тогда возникнет там стеснение, скованность. Вот фильм «Начало» не смотрели?

Валера. Смотрели.

Гена. Смотрели, да? Вот это хороший хлеб для психологов! … Или «Револьвер» – не смотрели? Смотрели, да? Ну вот. … Т.е. должна была быть форма подготовленности и форма, я б назвал так, наверно.. – мм, сейчас скажу.. Т.е. форма обратной связи, да? Я должен уйти от вас, грубо говоря, не инфицированным. Понимаете? Т.е. «психическая инфекция», да?

Вика. Психическая инфекция, да.

Гена. Психическая инфекция. Т.е. внутри, я б назвал так, наверное, нужно уметь расставить вехи в человеке. Т.е. расставить его – задавая ряд вопросов. В этом случае, правильно задавая вопросы, получается – я должен быть со словами, которые я произношу на «ты». … Понимаете? Потому что это форма насыщения слов тем состоянием, которое есть у меня. Я запускаю слова – а вы на слова вынуждены реагировать. И по тому, предположим, как вы вынужденно реагируете – я эти слова достаю, и определяю – анализ там: мочи столько-то, кала столько-то, кровь такая-то. Понимаете?

Ната. Да.

Гена. Вот. Вот это, на мой взгляд, у вас должно было бы быть! …

Ната. Я понимаю, о чем вы говорите. Но ведь то, о чем вы говорите, что нужно поднимать каждое слово со своим наполнением и смотреть как реагирует человек – тогда ты понимаешь чем он наполняет это слово, условно говоря – ведь это приходит с опытом. А коль мы говорим о «каше» – как правило, это свойственно молодым людям.

Гена. Да отстань ты от этой каши! Я уже не говорю о ней!

Ната. Но мы говорим о «распутье». Ведь это «распутье» то же самое!

Гена. Но это другое дело.

Ната. Ну, ведь как Миша представил это. Он не знает что делать.

Гена. Стоп. А вот смотри, интересно. Ты сейчас меняешь направление. Понятие «каши» –  уже по-другому смотришь на это слово!

Ната. Ну, Михаил немножечко изменил направление.

Гена. Когда?

Ната. Пока вы рассказывали.

Гена. Ну, хорошо.

Ната. Т.е. я говорю о той же «каше» – о массе элементов. Я хочу просто вернуться к этому. Я не о себе говорю. Мне просто интересно это понятие!

Гена. Угу.

Ната. Я, например, знаю свое направление – и я туда иду. Т.е. у меня есть цель. Мне интересно, ведь, как правило, это свойственно молодым. Но вот о чем вы говорите – «наполнение» и «понимание» о взаимной эмпатии – это происходит, как правило, с опытом. И до тех пор, пока человек не наберется этого опыта – у него, в любом случае, будут какие-то фрагменты.

Гена. Все. Я отвечаю на вопрос. Вы понимаете, вот у меня есть такое понятие – я назову так «человек родился или родили». … Т.е. это внутренний опыт. Внутренний опыт, который вам позволяет быть или химиком, или математиком, или преподавателем физкультуры, – какая разница? Но это помогает быть уверенным. Т.е. тебе говорят «ну, ты же, наверное, ошибся в выборе профессии» – «нет, я не ошибся в выборе профессии – я чувствую эту профессию». И тогда получается.. – т.е. человек, который, условно, я называю «родился» – он родился как инвестиционно привлекательный план. И под него есть бабки – деньги есть! … Я прихожу – нахожу банк и говорю «вот у меня есть такая-то программа». Они проверяют и говорят «хорошо». Если меня «родили», то тогда получается, что меня кто-то должен обслужить или должен показать. Тогда получается, на того, кого «родили» – должна быть офигительная обслуга! … Логично? Предположим, а зачем мне, условно говоря, психолог? А мне говорят «нет, тебе нужен психолог – ты что, Гена, офигел там?». И тогда получается, что мир, обслуживающий одного человека увеличивается в штате. В штате обслуги. … Понимаешь? Т.е. тогда, когда вот мы сейчас говорим, условно говоря, о его «каше» – я должен обслужить его! Понимаете? Тогда получается, если я его обслуживаю – я должен офигительно знать что-то и о нем, и вести его как по жизни. Это как некая форма религиозного контекста идет. … Вот. Но мы ведь для себя не определяем какое количество обслуги должно быть на одного человека. Но я предполагаю так, что то государство, где обслуживающий персонал велик – оно начинает потихоньку хиреть. Потому что, как мы говорим «пенсионеров должны поддерживать только работающие». Возникает напряжение. Тогда получается, если вы сами для себя, уважаемые, ходите и ищите кого-то – вы для себя выбираете кого? Ну, давай, так назовем – большую спину, широкий карман там. Ну, успешного! Так ведь?

– Ну, конечно.

Гена. И вот в этой форме успешности, получается, немножечко где-то не состыковка. Их не может быть много! По логике. Тогда приходится искать или терпеть того, кто обслуживает. … Мм? Нормально объяснил? Т.е. в этом случае, я ввожу такое понятие к этому же плюс – «дроби», «дробность». … Каждая дробь стремится к единице. А вы же тоже к какой-то идентичности стремитесь! Вот он говорит, Миша, «я хочу избавиться от каши». «Избавиться» – один вариант. Это получается, что, избавляясь от чего-то, он хочет быть целым. Если не ошибаюсь, так?

Миша. Ну, скажем так.

Гена. Скажем так! Т.е. тогда как бы теоретически вытекает, что взгляд на некую математическую модель дробности – он имеется. Предположим, я назову так – «½». Это дробь? Дробь. ½ ближе к единице. Если, предположим, будет – ну, дробь 2/2 тоже может быть! Да? Тогда получается, если это 2/2 – это как бы, мы назовем там «дробь», которая сама по себе является единичной. Так? Единицей является. Если яединица, – помогая ему, я должен дробиться. Я должен превратиться в 2/2. Так ведь? … И тогда, когда я превращаюсь в 2/2 – я могу ему оказать содействие. Так же? Но эта дробь наиболее близкая к единице! Есть, предположим, 5/48 – когда в знаменателе 2 числа. В этом случае, когда 2 числа – то дробь стремится к чему? К той дроби, которая ближе к единице. Так ведь? Я говорю «ну и хрен с ним, я единицей не буду – но я просто там немножко погреюсь». … В этом случае, добавляется в числитель больше? … Ну, даже не парьтесь! – больше. Так же идет? Тогда получается, что мое личное мнение может меняться в этом случае? Может. Потому что, если у меня в числителе небольшое число – я могу менять свое мнение. Или я вынужден менять свое мнение. Или я вынужден быть бесхребетным там – ну, не знаю. … Понимаете? – по логике идет. И вот тогда дробиться единице, предположим, чтобы оказать помощь этому существу – это нужно быть, предположим – 56/56, условно говоря. … Это получается по фильму «Маугли», когда медведь подрался с обезьянами – говорит «меня разделили на сотни маленьких медвежат». … И в каждой сотне вот этих «маленьких медвежат» я должен иметь идентичностьцелостность свою. … Логично? Вот это есть работа обслуживающего персонала. Ну, и так далее, и так далее, и так далее. … По-моему, я загрузил немножко. Какие вопросы есть?

(окончание следует)