Фрагменты группового занятия (1 декабря 2013, Чебоксары) – 5 часть

Захваченный кадр 93(Ключевые понятия: свобода и дистанция; тонкость восприятия и тонкость звучания; ценность власти)

(окончание)

Соня (девочка 2-х лет) на столе, где стоит микрофон (для связи по скайпу – Вика принимает участие в занятии по скайпу из Одессы) стучит игрушками. Ольга говорит, что  у Вики в наушниках шум. Гена отвечает, что Вика может убавить звук в наушниках – но чтобы Соня была свободна в своих действиях.

Гена. Что я проявил, чтобы вот.. – что это такое?

Таня. Когда разрешил (Соне стучать по столу)?

Гена. Да.

Таня. Свободы больше. …

Гена. Т.е. чья-то свобода должна.. – ну, наушники сними немного тогда если что – и отойди подальше. Т.е. свобода – это все равно расстояние какое-то, наверное, должно быть. …

Дима. Какое расстояние?

Гена. Ну, расстояние между свободой одного и.. – ну, ты попадаешь.. – у тебя есть право попасть под ее свободу и есть право отойти подальше, чтобы не быть в эпицентре.

Дима. Ну, т.е. свобода все равно должна остаться.

Гена. Она должна остаться как слово или должна остаться как действие?

Дима. Как действие. Получается так.

Гена. (О Соне) Ну, вот она же перестала бить. … Т.е. в принципе, если мы об этом думаем и произносим – наверное, какие-то мы регламентирующие документы внутри себя создаем для этого существа или под это существо. …

Дима. Ну, правильно. … Но это опять же к началу разговора – это учет. Учитывается.. – варианты действий учитываются того человека.

Гена. Тогда изменения происходят быстрее? – когда ты разрешаешь, возьмем так, и рассматриваешь вот это мыслительным процессом. Т.е. влияние мыслительных процессов людей на мыслительный процесс свободного человека. … Или создавая свободного человека. … Потому что если  мы в отношении с ней бы не поговорили – и она не увидела бы свою возможность там. \…\

.

(Надя играет на скрипке “Цыганские напевы”  Сарасате)

Гена. (Наде) Вот ты для себя учишься выдавать тонкий звук. Но есть тонкий звук, который в тебя входит. Вот ты его вот там, в начале, в самом каком-то начале – вот тонкий звук идет к тебе. … Вот у меня такое ощущение, как будто ты его пропускаешь. … Тонкий звук, я думаю, ты его пропускаешь, потому что изучила произведение – как бы уже – все. Или ты его недостаточно тонко проигрываешь. … Ну-ка давай, там, где-то вот тонкость вот эта вот.. – и такое ощущение, как будто ты за ним не успеваешь отследить. …

Ира. Впечатление, что долго настраивалась вначале.

(Надя играет фрагмент, на который Гена обратил внимание)

Гена. Ну да. У нее есть свой ритм. Потом ты уже показываешь, что ты умеешь это играть, но тонкий слух – он должен включаться в игру. А у меня такое ощущение, как будто ты его пропускаешь. … Т.е. ты его можешь озвучить – но пропустить внутри себя, потому что, я так назову, проигнорировала тонкое звучание. … А потом-то ты из себя тонкий звук выдаешь – значит, ты в этом заинтересована в том, чтобы твою тонкость слушали. … А тонкость вот того, что входит.. – это форма тонких впечатлений имеют право входить, имеют право на жизнь – я б так назвал бы, наверное. \…\

(Надя играет фрагмент, на который Гена обратил внимание)

Гена. Теперь снова вот это. Вот там есть звук входит – ты его чувствуешь? Это он рассказывает о том, что он увидел, то, что входит в него – то, что позволяет ему видеть. … А потом он рассказывает уже о том, что там открывается-закрывается, туда-сюда. А ну-ка еще раз вначале.

(Надя играет фрагмент, на который Гена обратил внимание)

Гена. Т.е. вот пока я вот для себя не услышу вот это вот – то, что я все вижу-вижу, но что-то пронзительно вошло! Это, на мой взгляд, есть в каждом произведении, я так думаю, скрипичном – это где-то такие варианты. … Т.е. это получается, ты готова увидеть эту пронзительность.

(Надя играет фрагмент, на который Гена обратил внимание)

Гена. Ты видишь, ты нагреваешься, нагреваешься. Вот пронзительность – она именно готовность увидеть. Увидеть – и вскрикнуть.

(Надя играет фрагмент, на который Гена обратил внимание)

Гена. Т.е. учись делать меньше внутренних твоих пауз. Твои внутренние паузы – они должны напрочь (отсутствовать). … От этого получается кусок вот. \…\

(Надя играет фрагмент, на который Гена обратил внимание)

Гена. \…\ По всей видимости, тогда, когда идет от тебя – ты начинаешь нагреваться. А тогда, когда что-то входит в тебя – оно создает нагрев, само по себе – и ты передаешь.. … Т.е. получается что, ты вот в себя впускаешь сложнее. … И на этом произведение может выглядеть казалось бы не так. … Отсюда получается сочность. Т.е. твоя сочность сопряжена с сочностью того, что в тебя входит. Ну, пардон, оно так и в жизни. … Т.е. принимаешь – и ты от этого сочнее выглядишь. Что бы ты там ты можешь бунтовать-не бунтовать – это уже смычок и струны все как бы скажут это. \…\

.

Гена. Ну, про время вам понятно или нет? … Ну, я чувствую, что по мере того, как наши люди будут подниматься выше и выше – процесс времени будет.. – будем показывать или проявлять в его ценности. … А все остальное – оно как бы прикладывается к этому. … Просто я хочу, чтобы вы власть ценили. … Ну, не суть в том, чтобы прямо сейчас. … Ну, я понимаю, что власть.. – ну, какие люди – такая и власть. … Но в итоге я для себя так вижу. … Людей сложно создать искусственно. … Просто его не создашь. … Нужно хотя бы выбирать из тех людей, кто есть – которых можно поменять (изменить) насколько это возможно. И запускать.

Дима. А заценить власть – она как бы..

Гена. И в итоге ты власть просто по-другому увидишь.

Дима. Нет, это понятно. Я уже по-другому думаю. \…\