Занятие со студентами-психологами в Одессе (февраль 2011 – 1 часть)

DSC_0032-2

Гена. Что вы хотите узнать? Что вы хотите? Вы же пятый курс – пять лет (учились), насколько я представляю. … Вы за 5 лет намучились? Или что-то учили? Или что-то недоучили? …

Миша. Ну, не мучились!

Гена. Не мучились?

Катя. Кто – мучился, кто – нет!

Гена. Но это нормально?

Валера. Ну, я думаю – да.

Вика. Было предложение рассмотреть дробные числа – человека как дробное число.

Гена. Да?

Вика. И динамику изменения его.

Гена. А что, если я их огорчу или очень огорчу?

Вика. Или озадачишь.

Гена. Нет, озадачивать я не хочу. … Я же с них деньги не получаю за это.

Вика. За «озадачить».

Гена. Да. Чтоб озадачить.

Ната. Интересная позиция. А бесплатно только огорчаете? (смеется)

Гена. Вот первый нормальный вопрос! … А вы, когда получите диплом – вы обрадуетесь? Или, огорчитесь, что отсюда вас..?

Ната. Нет, я не обрадуюсь. И огорчаться у меня повода нет.

Гена. А?

Ната. Это меня не обрадует и не огорчит.

Гена. А что? Ну, тогда вы можете диплом не получать!

Ната. В принципе, да. Но мне не нужна бумажка! Если бы я хотела иметь бумажку – я бы 5 лет назад заплатила бы денег и купила бы ее! И даже 3 штуки!

Гена. И? И? И?

Ната. И? Мне не нужна, в принципе, бумажка! Это – ступень!

Гена. А что ты хочешь тогда получить? Деньги?

Ната. Но деньги – их хочет любой человек получить.

Гена. Стоп-стоп-стоп. Понятие «любой».. – я ведь про деньги не сказал!

Ната. Нет, вы спросили «ты хочешь получить деньги?». «А что хочешь получить – деньги?»

Гена. Ну?

Ната. Их хочет любой человек получить! Но я пришла сюда не за деньгами! Если бы я пришла за деньгами – я пошла бы работать!

Гена. Стоп! Стоп. Стоп. У тебя получается очень длинный путь к деньгам! Очень витиеватый путь.

Ната. Скажем так – это не самоцель!

Гена. Ты представляешь, ты пришла ко мне на консультацию, да? – и внутри себя так витиевато думаешь.

Ната. Ну, как думаю – извините!

Гена. Нет, это нормально! Понимаешь? И как бы для себя определяешь, что есть какой-то более короткий путь к деньгам. Ну, условно говоря, да? Ты же будешь просить, чтобы часть твоего взгляда была выпрямлена.

Ната. Это смотря с чем я к вам приду на консультацию.

Гена. Да какая разница! А люди, к тебе придут которые на консультацию – что они от тебя потребуют? Чтоб произошло влияние твое. Или твое воздействие. Или чтобы твой взгляд был взглядом оправданным и обоснованным. Так же?

Ната. Конечно.

Гена. Ну вот. Это опять взгляд к деньгам! … Ну, успокойся – просто научись понимать это..

Ната. А я пытаюсь вас понять! Но так для этого мне нужно время!

Гена. Ничего, что мы так?

Ната. А мы, в принципе, так и вели диалог – у нас так происходило на паре.

Гена. Кого это огорчает?

Олеся. Немножко есть.

Гена. Что огорчает?

Олеся. Что заканчивается университет, начинается другая жизнь и что-то неизвестное.

Миша. Но это же не конец пути!

Катя. Начинается вообще неизвестное! Неизвестно что будет, как.

Гена. Вы знаете, на мой взгляд, что вас должно было бы огорчить, может быть? Потому что в жизни или в стенах университета вы находите преподавателей. И вы им верите! Вы им доверяете! Они устанавливают отношения с вами, создают для вас определенный взгляд, определенную точку зрения – и вы соглашаетесь. Т.е. вы видите для себя преподавателя – обосновано видите. Вот Миша для себя говорит что «хорошо, это начало этапа!». Но дальше будет форма обучения? Или дальше будут преподава-те-ли у вас? Так ведь? И будут ли они вас вести – ну, не знаю – за деньги, без денег? Найдете вы их или не найдете? … От этого будет складываться ваш капитал! Заработаете вы, не заработаете вы, ваша форма успешности, форма вашего здоровья, состояние ваше там – там много-много чего. Вот о чем идет! … И вот, наверное, появление Вики – просто это была одна из форм, что за дверями ВУЗа просто есть иная форма существования – продолжение ваше. … Понимаете? Тут должен быть взгляд. Появляется взгляд. Вполне может быть, в стенах университета дают понятие «становление взгляда» – может быть. А может быть, проверяется ваш взгляд. Но я опять, только могу предположить, что – может быть. А может, он ни фига не проверяется! … И получается, вас выпускают за стены ВУЗа – просто людей неподготовленных. Непрофильно. И что вы перед людьми являетесь беззащитными! … Ну, есть диплом – ну, и что? Ну, ты права – «есть 3 диплома, 4 диплома». … Это ведь дипломы не по судовождению! Или управлением там двигателями или чем-то иным. Это – психология! … А психология – это один из разделов философии. А философия предполагает еще больший объем! – чем психология. … … Поэтому тогда, когда вы имеете собственный взгляд – вы имеете собственные интересы! Вы их можете отстаивать. …

Гена. Вы отстаивали свои интересы перед преподавателем? … Или он вас вел в свои собственные интересы? – или в свои собственные взгляды?

Катя. Скорее, вел – потому что предметы были достаточно специфические..

Гена. Ну и что?

Катя. (продолжает) и знания достаточно специальные, чтобы так вот сразу отстаивать какое-то свое не сложившееся мнение.

Гена. Хорошо! Все, он ушел. Ну, условно, он осталась в стенах (ВУЗа). Он является практикующим психологом. Значит, чтобы к нему прийти посоветоваться, вы куда придете – к нему домой, на кафедру? Или запишетесь к нему на консультацию? Каковы будут у вас с ним взаимоотношения?

Катя. Сейчас я не скажу как это сложится. Может быть абсолютно по-разному.

Гена. Так, хорошо! Тогда ты можешь сказать «я предполагаю, что отношения с ним могут сложиться таким-то образом»!

Катя. Я предполагаю, что могла бы с ним, наверное, пересечься в стенах университета.

Гена. Стоп. Стоп. Изложи четче свой взгляд! …

Катя. Более конкретизировано?

Гена. Ну да! Более предметно!

Катя. Ну, я предполагаю, что я, получив диплом, выйдя за стены университета, в будущем при возникновении каких-то трудностей или каких-то вопросов, я смогла бы встретиться с преподавателем в стенах университета.

Гена. Угу. При наличии – «если он захочет меня увидеть»!

Катя. Естественно. Естественно.

Гена. Вот. Вот. И это уже немаловажно! Это уже отличается от того взгляда, который у тебя пока здесь есть. Так же? … Так. Теперь спроси у преподавателя – согласен ли он, предположим, через полгода..

Катя. Встретиться со мной?

Гена. Да-да-да!

Катя. (обращается к преподавателю) И.О., вы не будете против видеть меня через полгода, если у меня возникнут какие-то трудности, вопросы? – помочь мне как-то, подсказать?

Гена. О-о! Стоп. Ты загрузила его сразу же!

Катя. Слишком много информации?

Гена. Вот.

Катя. Слишком много вопросов!

Гена. Вот.

Катя. Я поняла.

Гена. Тогда получается, что часть вопросов, которые ты хочешь ему задать – они должны быть детализированы, конкретны. И хотя бы у тебя найти какой-то отклик внутри.. – у самой! Тогда, когда есть у тебя внутри отклик у самой – ты этот отклик можешь ему передать. И тогда эта информация, которую ты называешь «загрузила» – ты под эту информацию дашь объем силы.. – своей собственной. Поняла? Ну-ка, еще раз!

Катя. С публичными выступлениями всегда была проблема! (обращается к преподавателю) И.О., не будете ли вы против помочь мне при необходимости, когда я уже закончу университет? – где-то вот через полгода, через год. Т.е. если возникнут какие-то у меня трудности, смогу ли я к вам обратиться? … Ну, вот опять таки – у меня сразу несколько вопросов! Как-то тяжело в одно предложение все сформулировать.

Гена. Вот. Вот. Все правильно. Все правильно. А это, получается – деньги. Понимаешь? Т.е. ты вкладываешь в него (преподавателя) свой взгляд – как свои деньги! Отсюда идет форма успешности твоей! Т.е. тогда, когда к тебе приходит человек на консультирование – ты должна четче выявлять природу своего вопроса или природу его проблемы. Т.е. чем ты четче выскажешь свой вопрос – задав его или не задав.. … Понятно? Т.е. любой объем вашего вопроса для того, чтобы он решился – вы должны подпитать его собственной энергией. Собственным желанием. Иначе, если вы не подпитаете его – он у вас повиснет в воздухе и будет нереализованным. И вам будет грустно или вам будет обидно. Ну и что? Вопрос – он и без вас будет существовать. … Его другой кто-то задаст! … И другой, задав этот вопрос – он просто сориентируется и будет более успешным! … И вы со своим незаданным вопросом окажетесь не в то время не в том месте. … Что-нибудь понятно?

Миша. Что вы имеете в виду «не в то время, не в том месте»?

Гена. А вот что вот я имею в виду, дорогой?! Вот скажи-ка мне! …

Миша. Думаю, что жизнь забрасывает нас вообще в разные ситуации.

Гена. Жизнь – она и вообще может тебя не принять!

Миша. Да.

Гена. Вот о чем идет! Вот что. Теперь тогда в этом случае – зачем же я трачу, условно говоря, получая знания и отдавая деньги – чтоб жизнь меня не приняла? Я что, в этом случае – незаконнорожденный для жизни? … Понимаешь? Если б ты сейчас спросил меня «Гена, а вы можете подтолкнуть меня к «тому времени», «тому месту»?». Это как игра в гольф. Игроки в гольф стараются кинуть мячик там на такое-то расстояние, а желательно бы – в лунку. И попадая в лунку, они получают деньги. Так ведь? Вот. И получился шар – в нужное время в нужном месте, еще дал результат! … Понятно? … Ну? Какие вопросы есть?

Вика. (с улыбкой) «А подтолкнуть можете к лунке?»

Гена. Он не задал такой вопрос.

(продолжение следует)