Выступление на радио (1997)

lk9

Ведущая – Полина Чебоксарская

(в конце печатного варианта интервью приложен звуковой вариант)

Полина. Итак, в  одной  из  передач  с  Василисой  на  женскую  тему  мы  затронули  очень  интересную  тему, что  же  такое  идеальный  мужчина  для  женщины. И  выяснилось, что  идеальный  мужчина  для  женщины – это  ее  идеальные  социальные  потребности, ее  идеальные  социальные  условия  и  обстоятельства. Пользуясь  случаем, мне  хотелось  бы  задать  похожий  вопрос  Геннадию: что  же в таком случае тогда идеальная  женщина  для  мужчины: идеальная  женщина, идеальная  жена, ну  и  т. д.

Гена. Идеальная  женщина  для  мужчины – это  та женщина, которую  мужчина  не  выбрал. Та  женщина, которую  он  ищет. Та  женщина, которую  он  выбрал – она  еще  не  может  быть  женщиной. Она  может  быть  идеальной… Но  поиск продолжается  постоянно. И  вот  в  постоянном  поиске мужчина  ищет  идеальную  женщину. … Идеальная женщина  может  быть  как  матерью, так  и  не  быть  матерью, как может  быть  подругой, так  и  не  быть  подругой, так  может  быть  ребенком, так  и  не  быть  ребенком. И  вот  этот  постоянный  поиск – он  позволяет  обозначать  себя – мужчину. Мужчину  как  добытчика, мужчину  как  добытчика  счастья. Мужчину  как  добытчика  счастья  в  своем  собственном  доме. Мужчину, который  ищет  часть  самого  себя  для  будущих  своих  детей. И  поэтому  идеальная  женщина – это, в  принципе,  некое  иллюзорное  понятие, которое  мы  так  социализируем  и  навешиваем  на  него  ярлык  «образование», «воспитание»  и  некоторые  культурологические  наслоения.

Полина. Мне  бы  хотелось немножечко по частям это разобрать. Оказывается, когда  женщина  говорит, что «я ищу себе не мужа, а отца для своего ребенка или для своих детей» – оказывается она  почти  повторяет те же самые слова, что и, наверно, мысленно мужчина, когда ищет  себе  не  столько жену, сколько  мать  для  своих  детей. В  этом  они  совпадают – в  этом  стремлении?

Гена. Нет, это  просто  стремление. Это стремление мужское и стремление женское. Мужское  стремление  может  быть  только  тогда, наверное, когда  в  мужчине  есть  женщина. И вот  когда  есть  в  мужчине  женщина, эта  женщина, находящаяся  внутри  него, начинает  искать  для  себя  как  бы  подругу, искать  для  себя  женщину. И  вот  этот  поиск  этой  женщины – он  приводит  к  ощущению  радости, к  ощущению  открытия, к  ощущению  познания. То  есть  вот  это  вот  постоянное движение от  себя  к  кому-то и  в  итоге  к  самому  себе – оно  позволяет  ввести  как  бы  целостную  ориентацию  в  пространстве, то  есть  в  мире.

Полина. Итак, внутри  мужчины  есть  какая-то  женская  часть – вернее, наверно, какие-то качества или особенности, которые сходны с чем-то женским, точно так же как в женщине есть мужские качества, мужские черты. Так вот, оказывается, та женская часть в мужчине  – именно она ищет себе женщину в спутницы. На  чем  же  основывается  этот  выбор? Потому  что, как  говорят  психологи, если  у  ребенка  молодая  мама, как  сказал, видимо. Фрейд, он  будет  искать  себе  в  спутницы  более  молодую  особу. Если  же  его  воспитывала  мама  более  зрелого  возраста  или  даже бабушка  или  кормилица  пожилая, то  соответственно  он  будет  искать  себе  вторую половину тоже более  зрелую  женщину  и  обязательно  качественно  чем-то  на  них  похожую. Эта  теория, по-вашему,   не  имеет под  собой  никакой основы?

Гена. Под  собой имеет единственная  теория – это теория поиска. Почему? Потому  что  каждая  индивидуальность  мужского  характера – она, во-первых, рождена  от  отдельного  мужчины, который  находится  в  союзе  с  женщиной. И  вот  этот  поиск, который  возникает  после  рождения – он  позволяет  отталкиваться от  семейных  отношений. Но  отталкиваясь  от  семейных  отношений, он  вначале  вынужден обратить  внимание на  семью, из  которой  выросла, предположим, его предполагаемая  девушка. Он  только  чувствует это. И  поэтому  брак  многих  людей – он  иногда  определяется  из  отношения…

Полина. (перебивает и продолжает) Будущего  зятя  к  будущей  теще.

Гена. (продолжает) Да, да. Взгляда! И  поэтому  иногда  получается, что  теща  вынуждена  свою  дочь, предположим, воспитывать  лет  до  сорока или тридцати  пяти, чтобы  потом  достойно  отдать  за  избранника.

Полина. Но  дочка  уже  находится  в  браке, я так понимаю, да? По факту.

Гена. По  факту  дочка  может находиться  в  браке, если  мужчина  торопится. А  если  мужчина  не  торопится, значит, он  позволяет, чтобы  эта  девушка  выросла в  присутствии своей собственной матери и  набралась  тех  навыков, которых  у  нее, в общем-то, и нет  еще.

Полина. Это  в  случае, если  будущий  зять  одобряет и принимает,  и  восхищается  будущей  тещей? Хочет, чтобы  жена  была  такая?

Гена. Ну, да. По  всей  видимости, оно  так бывает. Потому  что  я  знаю  некоторых  людей, которые  до  поры  до  времени  хорошо  живут  в  присутствии  тещи, но  потом, когда  теща  умирает, у  них  возникает  разлад  в  семье. Потому  что  иллюзия  вот  этого  взгляда  на  тещу, она  переносится  на  жену. Но  жена  не  выдерживает  того  нервного  напряжения, которое  было создано тещей, того  семейного  уклада. И тогда  семья, в принципе – она распадается.

Полина. А  как  же  сейчас повсеместно  распространено – каждая  молодая  семья  стремится  обособиться и жить отдельно? И это даже приветствуется, это даже престижно – если молодые сразу находят себе жилье и живут отдельно.

Гена. Вот  раньше, в  19-м  веке, характерно было для России, может быть, домострой. При этом домострое  была  многоукладность, когда  жили  дедушки, там, родители, там, дети. Ну, в  общем, большая  семья. И  в  этой  большой  семье  всегда выживал характер. И  вот  этот  характер – он позволял  вырабатывать  качество, которое  само  по  себе  в  итоге  как  бы  отпочковывалось. Вот, на  мой  взгляд, красота  Островского  и  его  драмы  в  том, что  он  смог  увидеть  это  во времени. Во  времени – изменение  семейных  отношений, многоукладность их  и  красоту. То, что  мы  сейчас  не  видим. Если  был  бы  сейчас, предположим, жив  Островский, то  я  не  знаю, какую  он  драму  мог  бы  написать; и написал  ли   он  вообще  бы что-то  еще.

Полина. Это почему же? Кругом  так  много  драматических  событий.

Гена. Ну, потому  что  драматические события – они  обычно  разворачиваются во времени. И, в принципе, там  нет  драматических  событий – там  есть  просто  становление характера. То, что  является  для  настоящего  времени  не характерным. И  вот  эта  не характерность  для  настоящего  времени – она  вынуждает  людей  драматизировать отношения незрелых качеств. А  драматизация  отношений – она  не  позволяет  становиться  зрелому характеру. То  есть, характер  не  вырабатывается. А  коль  не  вырабатывается  характер, то  естественно, не  вырабатываются  генетические нравственные качества, которые  закладываются и которые  могли  бы  передаваться и детям. Им  нечего передавать детям.

Полина. Понятно. Значит то, что Россия отошла  от  домостроя, и не только отошла, но еще как можно дальше старается от него оттолкнуться  – Россия с этим только теряет? Потому что в  этой  многоукладности как раз хранилось  здоровое  зерно  генофонда  семьи. Как  ячейка, она  там  не только хранилась – она еще и  развивалась.  Да?

Гена. Да. Мы  видим это, в принципе,  на  Англии, в Германии, в Испании, в Италии, где вот эта многоукладность -она  поддерживается родителями и где  ценятся дети. И  когда  дети ценятся, для  них  создаются предпосылки для  передачи  информативного материала из рода  в  род, из  поколения (в поколение). Ну, просто  так  сберкнижка – счет  в  банке, профессия, обучение. То, чего  у  нас  нет. И  вот  это  отсутствие  передачи  некоего  генофонда – оно  как  раз  позволило (быть) вспышке инфекционного  заболевания, как мы  говорим  «ВИЧ – инфекция», СПИД. Вот оно, поэтому характерно! Хотя бы, в  принципе  является,  воздержание от  половых отношений – оно  накапливало бы нравственный потенциал, генофонд накапливало бы. Но этого не произошло…

Полина. Вот  так. Очень  интересно, к  каким выводам глубоким и далеко идущим мы  пришли. Напоминаем, что  гость  нашей  студии  Геннадий – психолог высокого класса, и, кроме того, он еще и философ. Насколько я знаю, у Вас базовое  философское  образование?

Гена. Да.

Полина. Это Казанский, по-моему, университет, да?

Гена. Нет, Уральский госуниверситет.

Полина. Кроме того, я знаю, что человек сейчас практикует по линии психологии. И, кроме всего прочего, я так понимаю, что размышления, мысли и какая-то практика семейной жизни совершенно не с потолка взята Геннадием, нашим гостем. Поскольку у него очень многочисленная  семья, и, я думаю, что в связи с этим можно на слово поверить человеку, который  много  видел в жизни, много  знает. (музыкальная заставка) Мне хотелось бы задать вопрос, который, думаю, интересует очень  многих. Очень часто, особенно в последнее время приходится слышать, что сначала ученые-эзотерики, а затем и обычные ученые-практики, потом и простые  люди все чаще и чаще говорят о том, что  строение  нашего  мира  двойственно, оно состоит как бы из двух частей: Земля  и  Космос, холодное и горячее, плюс и  минус, мужчина  и  женщина. В чем кардинально  мужчина  отличается  от  женщины?

Гена. На  мой  взгляд, мужчина  отличается  от  женщины, наверное, кардинально. Потому  что  у  женщины  ежемесячно  происходят  месячные.

Полина. Это  с  точки  зрения  физиологии?

Гена. Нет, нет. Это  не  с  точки  зрения  физиологии.

Полина. Не только?

Гена. Не  только. Абсолютно. У  мужчины  этого  нет. То  есть  женщина – она  в  какой-то  промежуток  времени  находится  как  бы  вне  времени. Она  находится  в  пространстве, но  не  во  времени! У  мужчины  этого  нет. То  есть  мужчина  постоянно  находится  во  времени! Он  вынужден находиться  во  времени, т.е. неся в себе временную информацию. И  вот  это  вот  движение во  временной информации – носителем, являясь  носителем, он  как  бы  является  готовым постоянно действовать, постоянно действующим. А  постоянно  действующее  существо  это  не  иллюзорное  существо. Для  него  поэтому  не  должно  быть  присуще  таких  слов  как  «кажется». Меня  больше  всего  поражает, когда  мужчина  употребляет  слово  «кажется». Так, Боже  мой, – думаю  я, – если  ты  не  умеешь  думать, тогда  скажи, что «я  не  умею  думать, я  не  готов  к  принятию  такого-то  решения, я  не  готов, чтобы  думать  так, я  не  созрел  до принятия  такого-то  решения», – но  не  говори «кажется». То  есть, ты  на  кого  перекладываешь  ответственность  тогда, когда  употребляешь  слово  «кажется»?!

Полина. До сих пор я слышала, что существует  такая  примета: если  ваш  шеф  или  человек  на  ответственной  работе  употребляет  часто  слово  «кажется», то  его  надо  либо  уволить, либо  перевести  на  другую  работу. Оказывается, это  имеет  отношение  к  мужчинам. Значит, слово  «кажется» – не  мужское  слово?

Гена. Слово  « кажется» – оно  не  мужское. Оно  и, в  принципе, не  женское. Потому  что  есть  чувство. И, вот если  у  тебя  достаточный  аналитический  материал, то сумей  обработать его! Если  у  тебя  аналитического  материала  недостаточно – найди  его, обработай! То  есть  загрузи головной мозг! И  вот  когда  загружая, давая  себе  работу – у  тебя  не  возникает  проблемы  иллюзий, т.е. ты  находишься в  работе, несешь ответственность. Ведь в принципе, у  нас  есть  плечи. Понятие  плечи – это  нести ответственность, т.е. нормальная мужская ответственность! Ты  можешь  на  эти  плечи  посадить  жену, детей, но  неси! Ты  можешь  согнуться  буквой  «Г» – если  в тебе  хватает  сил, выпрямись, но  опять  неси! … Вот  поэтому, на  мой  взгляд, отличается, мужское  отличие  от  женского. Но  с  другой  стороны,  когда  вот  я  говорил, предположим, о  месячных, здесь  можно  коснуться  более  глубокого  аспекта – наличия  матки. Вот  у  женщины  существует  матка – деторождение  где  происходит. У  мужчин  тоже это есть. Но  оно  носит  духовный  аспект. Потому  что,  мы  говорим, что  женщина  произошла  от  Адама, от  ребра  Адама. То  есть она  родилась оттуда. То  есть  Адам  принимает женщину. А  коль  он  принимает  женщину, вот  этот  элемент  духовной  матки у  мужчины  гораздо  больше! Почему? Потому  что  мужчина  должен  принять  женщину  такой, какой  она  есть. У  него  нет  выбора! И  вот  отсутствие выбора у  мужчины  это  отсутствие его, как  бы  сказать, положительной и позитивной  ориентации  в  пространстве. То  есть, он  вынужден  принимать  мир такой, какой  есть. Хочешь – измени  его, не  хочешь – смирись  с  ним! То  есть, альтернативы,  в  общем-то, в  этом  моменте  нет.

Полина. А  разве  женщины  не  в  таком  же  мире  существуют?

Гена. А  женщины  существуют  в  мире  выбора. Она  ждет выбора.

Полина. Значит, ей  предлагает  один – она  либо  выбирает, либо  ждет  другого, предлагает  следующий  и  так  далее  до  тех  пор, пока  она  не  выберет.

Гена. Совершенно  верно! Вот  мы как-то сегодня  разговаривали, чем  отличается  яблоневый  сад  в  июле-месяце  и  в  августе.

Полина. И  чем  же  он  отличается?

Гена. Он  отличается  запахом!

Полина. Запахом  яблок  созревших?

Гена. Да, запахом  созревшим, яблок. И  вот, женщина созревшая – она  отличается  запахом. То  есть, запах зрелой женщины – он  несет в  себе  информацию. Она  говорит: «Я  готова! Вот  ты  скушай  меня, милый. Я  есть!  Такая, какая  есть!». И  мужчина  делает выбор. И  это  уже  выбор  идет  не  вынужденный! Если  происходит  вынужденный выбор, то  он  вынужден перебирать яблоки. Съел  одно  яблоко – не  понравилось, второе – не  понравилось, третье – не  понравилось. Милый  мой, у  тебя  что, нос  заложило?

Полина. А вынужденный  выбор  это  когда  он  ориентируется  не  на  нюх мужской, а  на  что-то  другое?

Гена. Совершенно  верно! Он  ориентируется  не  на  нюх, а  на  вкус. Но  у  тебя  перед  тем…

Полина. (перебивает): А, вот  красивая  идет, хочется  попробовать, потом  еще  одна – хочется, да?

Гена. Совершенно  верно. Да. И  вот  эта  вот  попробованная, условно  говоря, красота – она  в  итоге  ведет, не  скажу, что  к  импотенции – она  ведет  к  отсутствию возмужания мужчины.

Полина. А  ведь  и  в  самом  деле, женщины  ценят  гораздо  более  тех  мужчин, которые  не  голодные, не  бросаются  на  женщин, а  знают, какую  именно  женщину  им  нужно.

Гена. Вот  даже  с  этой  точки  зрения  посмотреть, на  взгляд, предположим, мужчины. Взгляд  мужчины, если  он  идет  цельный – у  него  всегда  взгляд  спокойный. И  вот  тогда, когда, предположим, бросается  камень  в  колодец, и  тогда, когда  не  слышится  звука  падающего  камня  и  удара  о  дно – вот  женщина  точно  находится  в  таком  же  положении, когда  она  смотрит  на  мужчину и  она  не  получает  от  него  результата. Она  ждет: «Боже  мой, когда  же  ты  мне  откликнешься?»!. То  есть  вот  этот  вот  момент  ожидания..

Полина. (перебивает) Никакой, да?

Гена. (продолжает) Да. Никакой! У  нее  возникает: «Что? Что, я  не  нравлюсь  ему? Я  не  так  выгляжу? Я  не  так  одета?». То  есть, она  обеспокоена. А  в  принципе, мужчина  идет  самодостаточный. То  есть, в  нем  находится  зрелая  женщина, которая  не  позволяет  ему  просто  проводить  не  ту  ориентацию. Не пробовать!

Полина. Понятно. Ценное качество! А я на несколько  шагов вернусь к прошлой передаче. Потому, что когда мы разговаривали с Василисой, затронули еще один интересный аспект. Мы  говорили, что  женщину  условно можно    разделить  на  три  типа: женщина-ребенок, женщина-подросток, женщина-мать. И  мы  говорили, что  это  вне  физического  возраста по факту – это зависит от ее  внутреннего  состояния  развития – на  какой  стадии  она  остановилась. Может  быть, ей  уже  на  пенсию  пора, но  она  еще  в  душе  как  ребенок. И  поступает  в  жизни  она  так  же  как  ребенок. У  мужчин  тоже  есть такое же  похожее  деление?

Гена. Ну, вот  это  деление – оно, в  принципе, является  условным, оно  является  чисто  психологическим. Даже, может  быть, не  психологическим, а  нравственнопсихологическим. Потому  что  незрелость, сама  степень  незрелости, она  определяется  незрелостью  семейных  отношений. То  есть  незрелостью  выбора  пар. И  так  же  у  мужчин есть мужчина-ребенок, мужчина-подросток и потом мужчина-мен – мужчина-отец, несущий  родословную нагрузку. Мужчина-ребенок – он  всегда  будет  стремиться  к  мужчине-подростку, будет  стремиться  подражать ему в  чем-то. И  вот, когда  мы  говорим, предположим, об  отношениях  между  мужчиной и мужчиной – вот  эта  вот  степень, она  как  раз  является  характерной для  них. Потому  что  это несет  в  себе  элемент  незрелости. Ну, представим  себе, если  бы  землю  не  засевать, землю  не  обихаживать, то  у  нас, в  принципе, у  нас  ничего  бы  не  родилось. И  вот  если  вот  возникают  подобные  отношения, то  мы  просто  были  бы  чисто  выжженной  пустыней. Пустыней, на  которой  ничего  бы  не  росло, совершенно. И  вот тогда,  когда  был, значит, элемент  домостроя, то  возникало  как  бы  до-ращивание до  определенной  сортности, до  определенной  кондиции зерна. Так  же  выращивание  мужчины!

Полина. Т.е. он  становился  более  зрелым, в  результате  домашнего  воспитания?

Гена. Да. Да. Он  становился  более  зрелым, более  определяющим, более  существенным! И  вот  то, чего  мы  сейчас  не  имеем.

Полина. То, чего мы лишены по собственной своей воле – даже, может быть, сами от этого оттолкнулись. Я  сделала, оказывается, два  вывода пока я Вас слушала. Во-первых, домострой очень  нужен, и  может быть, мы в конечном итоге опять придем  к  чему-то  подобному, но  уже  на  новом  витке; и  второе: я, с ваших слов, сделала вывод, что если затронуть тему голубых – гомосексуализма, то выходит – среди тех, кто этому подвержен – нет  зрелых  мужчин, мужчин-отцов?

Гена. Да. Потому  что  здесь  определяющим  является  форма. Не  запах, не  чувства, а  просто  является  форма. Этот  элемент  формы – он  сам  по  себе  тянется, он  вызывает на отношения. Когда  вызывается  на  отношения, то  здесь  самым  странным  является  то, что  отношений-то  не  возникает. То   есть, ведь, в  принципе, сама  по  себе  форма – это  геометрически  правильная  фигура. То  есть  геометрически  правильная  форма  вызвала  у  меня  какой-то  позыв. Милый  мой, ну  ты  посмотри, что  это  за  позыв! Ты  исследуй  его! Когда  ты  исследуешь его, внимательно посмотришь просто – у  тебя  будет  совершенно  другая реакция! То  есть  здесь  отсутствует элемент чувствительности.

Полина. Итак, мы  выяснили, что оказывается главная  определяющая  черта  мужчины – это  уверенность  в  самом  себе, уверенность  в  себе  в  этом  мире. И  это  как  раз  то, что  отличает  его  от  женщины. Он  уверен, что  я  – это  я!

Гена. (уточняет) Если сделал правильный выбор.

Полина. (продолжает) да, и  все  следствия, которые вытекают из  этого предположения. Но мне хотелось бы задать еще вопросы, которые касаются мужских страхов, мужских слабостей и каких-то мужских ошибок по  отношению к  женщинам. (музыкальная заставка) Геннадий, какие  мужские  страхи  существуют?

Гена. На  мой  взгляд, мужские страхи – они  естественны. «Естественны»  потому, что  у  нас  такое  воспитание. Вот  воспитание  у  нас, к  сожалению, и  в  школе, и в  жизни  получилось  от того, что  преподаватель  выбирает  формального  и  неформального  лидера. То  есть, если  преподаватель  женщина или будем говорить «учительница», когда  ребенок, мальчик, подходит  к  доске – он  проходит  через взгляд учительницы и учительница  выбирает, люб ей  этот  ученик  или  не люб, то  есть  она  его  формализует или  не формализует – то  есть  нравится или  не нравится. И  в  этом  случае  возникает  элемент  формальности  и  неформальности.  То  есть  он  может  быть  неформальным  лидером, но  ему  может  не  нравиться  учительница. И  здесь  возникают  у  него  страхи. Потому  что  она  первая женщина, которая  дает  оценку, и  первая  женщина, которая  не  смогла  пропустить  через  себя, через  свою  собственную  матку. Но  ведь  он  вынужден был  получить  оценку  у  доски, ответить по  знанию, которое  он  получил  – это  вполне  естественно. Поэтому  вот  эти  первые  страхи, которые  у  него  накопились –  они  на иммунной как бы продолжают  преследовать.

Полина. Это  страх  ожидания?

Гена. Да, страх  ожидания. Страх – оценочный  страх! И  потом, мы  говорим, что  вот  он  в  18  лет  должен  идти  в  армию. Но, в принципе, почему  он  должен идти в  армию? Почему  он  не  должен  расти? Не  должен  меняться, а  должен идти (в армию)? Вот  этот  вот  момент: ты  должен  быть  готов, должен  быть  тем-то, должен  быть  чем-то, – оно  постоянно  висит, как  домоклов  меч. Да, человек  может  идти  в  армию  в  18  лет, в  20, там, и  в  22  года. Но  дай  ему  возможность чисто  физиологически  быть  готовым  к  тому, чтобы  отстоять  самого  себя! А  мы  говорим, что  «ты  должен  отстоять  Родину именно в  18  лет»!. Да, Боже  мой, он  чисто  физиологически  не  подошел  к  этому! А  психологически – я  уже  не  говорю. И  в  итоге  мы  заставляем  его, чтобы  он  где-то  определился  в  семейной  жизни. Он  может  быть  готов  к  33  годам, там, к  35 годам, т.е. тогда, когда  он  начинает  отвечать  за  самого  себя. И  возникает  уже  выбор  его  семейного  уклада.

Полина. Итак, второй  страх – это  страх  выбора. Был  страх  ожидания. Страх  выбора – это  мужчина  боится, как  бы  он  выбрал  не  то – не  ту  профессию, не  ту  женщину, не  то  конкретное  дело  и  т. д.

Гена. Да. Вот  этот  страх  выбора – он  начинает  над  ним  довлеть. И, во-первых, довлеет  – это  одно, но у  него  возникает  уже  как  бы  прощание  с  прошлым, он  старается  вернуться  к  прошлому, изменить  те  ошибки, которые  были  в  прошлом. Вот  почему  мы, предположим, можем  говорить, что  в  этом  возрасте  мужчина, если  так  можно  выразиться, мужчина любит  жену? Но  он, находясь  в  прошлом, может  любить  девушку или  женщину, похожую  на  девушку- подростка  в  прошлой  жизни. Вот  это  как  бы  несколько  рядов, несколько  слоев! То  есть  то, что  он не  смог догулять, то, что  он  не  смог во  времени  молодости  как  бы  использовать эти отношения – они  приходят  на  них  в  форме  страхов.  Может  быть – в  форме  насилия, может быть – в  форме  измены  собственной  жене. Ну  и, там, разные  плоскости просто!

Полина. Понятно. Я  слышала – есть  еще  третий  вид  страха. Вы  о  нем  упоминали. Это  страх  чувства  поиска.

Гена. Потому  что  поиск..

Полина. (перебивает) «А вдруг не найду?» – так он формулируется?

Гена. (продолжает) Да. Ведь поиск – он  характерен  в том, что: «Найду  ли  я  ту, которая  мне  нравится? Прав  ли  я  в  том, что  если  я  ее  найду…? Правильно  ли  я  сориентировался  в  том, что  я  найду  ее? И  насколько  я  смогу  с  ней  прожить?» Потому что у него нет основных, предположим, специфических  свойств выбора. Выбор  по  фигуре, выбор  по  разговору  с  друзьями, выбор  по  объявлениям  в  газете  «СПИД – инфо», а  вот  собственного ощущения – ощущения  женской  спины, ощущения  женской красоты – внутренней красоты, ощущения женского запаха, т.е. «С чем я буду жить? Насколько я смогу нести этот груз на себе? Насколько я смогу воспитать ее, помочь ей и помочь самому себе?»

Полина. Так, это мы поговорили о страхах. Но давайте перейдем к теме ошибок. Часто ли и какие  ошибки  совершают  мужчины, выбирая  женщину? Поскольку мы рассматриваем тему взаимоотношения мужчин и женщин. Выбирая конкретную женщину в чем может ошибиться мужчина? Часто  ли  мужчин  вводят  в  заблуждение  косметика, модная  одежда, манера  поведения, зачастую  хорошо  сыгранная? Легко  ли  обмануть  мужчину?

Гена. Во  время  консультаций  мне  приходилось  интересные  такие вещи  замечать. Предположим, приходит  женщина – она  прекрасно  выглядит, но  она  прекрасно  выглядит  внешне. Но  для  меня, предположим, это, я  считаю,  что  геометрические  формы  лица – ну, они  красивы, они  равны, одинаковы, на  них  наложен  грим, косметика. Но  тогда, когда  она  вступает  в  разговор, возникает  отсутствие  тональности  диалога – мягкость диалога, мягкость слова.

Полина. То, что  присуще именно женщине?

Гена. Да. Да, то, что присуще женщине!  И  под  любым  словом  иногда  ощущается  элемент, может  быть, хамства. Хамства не то, чтобы природного.

Полина. Бытового.

Гена. (продолжает) а  бытового – показного. То  есть, она  хочет  показать  себя, что насколько  она  прекрасна, насколько  она  умеет  себя  вести. И  вот  это  умение  вести  себя – оно,  в  принципе, может  понравиться кому-то.

Полина. А может и оттолкнуть…

Гена. А  может  и  оттолкнуть! Но  оно  может  понравиться, может  быть, тому, кто  считает  «рубаха – парень» – вот подросток. Ему  нравится  вот  такой  тип  лица, чтоб  рядом  было  плечо. «Но  извини  меня, – я так думаю  про  себя, – ты  лежишь  спина  к  спине, тебе  нужна  мягкая  теплая  спина, тебе  нужна  мягкая  энергия, тебе  нужно, чтобы  под  одеялом  было  тепло, чтобы  ты  прекрасно  себя  чувствовал, чтобы  ты  не  потел  в  ее  присутствии». И  поэтому  выбор – он  должен  определяться  как  бы  ощущением тепловых балансов.

Полина. Тот  же  нюх, иного  плана  только.

Гена. Да, да! Тот  же  нюх  иного  плана! То  есть, все  равно  нюх, в  общем-то.

Полина. Выходит, что  и  признак  зрелости  женщины  это  то, что  она  не  «бросается»  на    каждого  мужчину,  несмотря  на  то, что  сейчас  выгодно  выйти  замуж или хотя бы найти себе  мужчину  состоятельного. Зрелая  женщина  будет  по своему  нюху искать  мужчину  для  себя.

Гена. Да. И она найдет! Вот, мне  нравятся, предположим, женщины, которые… – вот мы  сейчас  видим, иногда  показывают по телевизору – мне  нравится  вот Доронина. Это  женщина, которая  ждала какое-то  время – может  быть, долго ждала! Она  в  итоге  оказалась  в  выигрышном положении. Она  не  в  выигрышном даже  положении! Она  выиграла! Она ведет  себя  настолько  прекрасно, настолько  естественно – даже, может  быть, как  бы  она  себя  ни  вела – не  скажешь, что  она  ведет  себя  безобразно.

Полина. Ну, я бы даже сказала  – царственно. Я не часто видела, но…

Гена. Да. Да. И  вот  этот  элемент, элемент  царственности – он  не  дает  мужчине  опускаться, предположим, ниже  какого-то  уровня, ниже  своего  достоинства – он (мужчина)  все  равно  вынужден  чувствовать  свою  меру, свою  планку.

Полина. Но, наверно, и не  все  мужчины  рядом  с  такой  женщиной  удержатся.

Гена. Боже  мой, на  это  и  есть  мужчины!

Полина. Разные мужчины…

Гена. Да!

Полина. У  нас  есть  вопросы  радиослушателей. Николай, 30  лет задает вопрос прямо таки в лоб: Вы  любите  женщин?

Гена. Ты прочитай до конца, ладно?

Полина. Ну, хорошо. «Геннадий, вы любите женщин? Любя  женщину, вы  стремитесь  с  ней  переспать  или  оставляете  право  выбора  для нее?». Николай, 30 лет.

Гена. Ну, во-первых, сказать, что  я  люблю? Нет.

Полина. Вы  не  любите  женщин?

Гена. Нет. Абсолютно. Потому  что  это  отношения между  мужчиной  и  женщиной. Ну, во-первых, не  каждая  женщина  вызывает  возбуждение. Не  каждая  женщина  обладает  запахом. Та  женщина, которая  обладает  запахом – она  сама  по  себе  индивидуальна. И  ты  к  ней  относишься  с  любовью, с  внутренней любовью.

Полина. Это  штучный  товар…

Гена. Да, да!

Полина. (продолжает)  и  обращение должно  быть соответствующее.

Гена. Да, царское! Да. Потому  что  красивый  бриллиант  носится  всегда,  в общем-то..

Полина. В оправе дорогой!.

Гена. (продолжает) в дорогой  оправе, на  видном  месте – и  оно  ценится. То  есть, ты показываешь красоту  этого, и  поэтому  здесь  нет  «любить  женщину» – вот я  не  знаю, что  это  такое.

Полина. Значит, вы не можете сказать, что вы любите женщин в  общем  смысле  слова, но я так с вашего разговора поняла, что Вы любите  конкретных женщин  за  то, что  они  женщины.

Гена. Да, за  то, что  они  есть, может быть, да.

Полина. Ну как, вторую часть вопроса мы  рассматриваем или как?

Гена. А что там?

Полина. Насчет  права  выбора  за  ней, когда ей хочется  или  не  хочется  переспать? Любя женщину, хочется ли с ней переспать или Вы оставляете право выбора за ней?

Гена. Нет… Почему?.. Если  она  меня  не  возбудила, а  если  она  меня  и  возбудила – я  смотрю «ну, возбудила, ну  а  что  дальше?». То  есть  она  не  является  предметом  вожделения. И  поэтому  здесь  не  может  быть  контакта – она  не  интересна сама по себе.

Полина. Стас, студент, 21  год, задал следующий вопрос «Геннадий, позволяешь  ли  ты  себе  мат  и  сигареты  в  присутствии  женщины?». Такой практический вопрос, я бы сказала.

Гена. Мат?  Мат, мат. Нет. Вот, когда  проводится, предположим,   занятие – я  могу. Но  я  считаю, что  этот  мат – естественный показ. Там  естественно можно  курить, потому  что  важно  в  этом  процессе  дыхание, которое  ты  выделяешь из  себя, дыхание  сигареты – вот сигаретного дыма, сигаретного  запаха, то  есть  выработка как  бы  нюха. А  так  я  не  курю, и  у  меня  нет  желания  материться, потому  что  есть  другие  способы  передать  свое  состояние.

Полина. Елена, 19  лет, «безработная» – приписочка такая. «Какой  тип  мужчин  чаще  изменяет? К  чему  приводят  роды  в  этом  возрасте, если  еще  куришь и  пьешь? Пришлось  родить». Итак, какой тип мужчины чаще изменяет?

Гена. Ну, дело  в  том, что  это  уже  произошло.

Полина. Так, мы сначала первую часть вопроса должны осветить. Какой тип мужчины чаще изменяет все таки? Девушка просит совета.

Гена. Ну, чаще  всего  изменяет – это  тип, на  который, наверно,  вы  западаете, потому  что  это  та  категория  мужчин, которых  вы  выбираете. И  выбирая их, вы  всегда  будете  рожать, насколько  вам  позволит, видимо,  ваш  возраст, ваше  финансовое  положение и ваше  здоровье, может  быть. Потому  что  я  просто  смотрю  по  реальности – вы  уж  на  меня, пожалуйста,  не  обижайтесь.

Полина. Это  ответ – конкретному  человеку?

Гена. Да, совершенно  конкретному  человеку!

Полина. Вот мне Геннадий  мне  показывает, что, в общем-то, не  стоит  освещать  в  эфире  все, что  относится  к  одному  конкретному  человеку. Дорогая Елена, 19-ти  лет, которая  прислала  этот  вопрос, если у  вас  есть  возможность, буквально после пяти часов сразу  позвоните нам по телефону. Еще несколько минут Геннадий будет находиться в студии – по телефону вы сможете с ним лично переговорить. Переходим  к  следующему  вопросу. Его прислал Сергей, 18-ти  лет «В  настоящее  время  мужчины  имеют  главенствующую  роль  над  женщинами.» Из двух частей вопрос. «Как  получилось, что  женщина  была  главная (видимо, вспоминаются  времена  матриархата)?» И вторая часть (вопроса) «В  силу  чего  мужчина  перехватил  эту  власть?» Мм, копнем в историю?

Гена. Во-первых, на  мой  взгляд, никто  не  перехватывал  инициативу.

Полина. Но  ведь  матриархат  был?

Гена. Был. Это  мы  знаем  из  истории. Но дело в том, что чем  время  больше  движется, (у  нас  ведь  сейчас  2000-й  год  будет, будет  у  нас  и  3000-й, 4000-й  год), вот, по  всей  видимости, на  заре  нашего  зарождения  мы  действительно  нуждались  в  женщинах. Т.е. нуждались вначале  в  создании  своего  рода, в  закреплении его. Но  в  процессе  закрепления в  нас  возникли  изменения. Вот эти  изменения – они  характерны были  тем, что  мужчина  становился  более  агрессивным. Вот  форма агрессивности, форма захвата – она  присуща мужской части. И  вот  поэтому, по  всей  видимости,  и произошла, как  бы  сказать, подоплека  перехвата  власти, ну, переворот, ну, назовем, контрреволюция. Но, по  большому  счету, мужчина  должен  определять выборвыбирать женщину. Вы-би-рать, а  не  завоевывать ее! А, в принципе, завоевать  можешь  только  тогда, когда  ты  выбираешь ее.

Полина. Ну, если  в  начале  века  мир  нуждался  в  женской  поддержке, то может  быть, под  конец  века, под конец тысячелетия  мир  вновь  будет  нуждаться  в  ней, чтобы  круг  замкнулся и уже в новом качестве взошел на более высокий уровень?

Гена. По  всей  видимости, может  быть  так, потому  что  женщины  все  меньше  и  меньше  говорят  слово  «кажется». Больше  говорят  об  этом  мужчины. Женщина  говорит: «Я  чувствую. Я  вижу. Я  знаю» – она  делает  упор на  свои ощущения. И  вот  эти  ощущения  позволяют  ей  быть  ведущей, потому  что  мужчины они, в принципе, так  получается – они сдают  свои  позиции. Они  становятся  более  пассивными. (музыкальная заставка)

Полина. Итак, передача  приближается  к  своему  финалу. Наш  гость  из  Казани – психолог, философ, суфист… Суфий, как вернее меня  поправляют – оказывается так это правильно произносится. Давайте  вернемся  к  истокам, мы начали говорить о том – что же  и    кто  же  мужчина  в  этом  мире? И вернувшись к истокам, мы вспомним, что главной чертой, определяющей  чертой  настоящего  мужчины  является  уверенность  в  самом себе. Может  ли  наш  гость  Геннадий  порекомендовать какой-то оптимальный  вариант как  прожить  жизнь  маленькому  мальчику, ребенку, в  какой  семье, в  каком  возрасте, так, чтобы  воплотиться и созреть  во  взрослого  мужчину. Чтобы  жизнь его не  была  прожита  зря  ни  с  какой  точки зрения, ни с какой стороны, чтобы  нигде  он  не  потерял, чтобы  вот  это  чувство  благополучия  своей  мужской жизни  не  уходило  от  него? Как быть? Как  прожить  жизнь? С  чего  начать?

Гена. Вот на  мой  взгляд, у  Бога  существует  финансовый  проект – есть  финансовый  проект, есть  инвестиционный  проект. И  под  каждый  инвестиционный  проект  Бог  отпускает  деньги. И вот под  становление мужчины Бог  всегда отпускает деньги. То  есть, как  бы  ни  сложилась  твоя  жизнь, Бог тебя никогда не оставит – это, в  принципе, для меня однозначно! Вот  поэтому, если  ты  навалился, или  на  тебя  навалили, и  ты  прешь  как  лошадь.. Как  говорил  Пушкин «в  одну  упряжку  впрячь  нельзя  коня  и  трепетную  лань». Женщина  может быть  ланью, но  рядом  с  ланью должна  быть  лошадь! Лошадь, которая  могла  бы  везти повозку – вот  тогда  возникает  гармоничность отношений. И  в  этом вопросе Бог всегда помогает – однозначно! Существует  одна  интересная  притча. Святой, покровитель  дервишей, шел  однажды  с  суфием.

Полина. А  кто  такие  суфии?

Гена. Суфии – это  люди, которые  ищут  знание. И  вот  суфий  говорит: «Святой, помоги, пожалуйста, Мохаммеду. Вот он бедный, постоянно  ищет  деньги, никак  не  может  найти». Святой  говорит: «Ну, пожалуйста». Он  положил  на  конец  моста  мешок  с  деньгами. И, значит,  стали  ждать, что  же  произойдет. И  вот  этот  бедняк  прошел  через  мост, подошел  к  концу  моста, прошел  его  и  остановился  напротив  суфиев. Суфий  говорит: «А  ты  что  же  не  подобрал  мешок  с  деньгами?» Он: «Какой  мешок?» – «Да  вон  же  он  лежит» – «Ты  знаешь, – говорит, – когда  я  подходил  к  мосту, я  решил  пройти  его  с  закрытыми  глазами. И  когда  я, – говорит, –  прошел  его  с  закрытыми  глазами –  я  этого  мешка, естественно, не  видел». То  есть  в  этой  жизни  все  зависит  от  того, или  ты  идешь  с  открытыми глазами, или  ты  идешь  с  закрытыми глазами.

Полина. Это  имеет  прямое  отношение  к  мужской  жизни?

Гена. Абсолютно. И  вот  этот  вот  выбор, как  мы  говорим, денежный или  инвестиционный – это  однозначно  везет  только  мужчинам. Под   мужчиной  я, в  принципе  понимаю и государство. Государство, которое  взяло  на  себя  ответственность, которое  не  сваливает  ответственность  на  граждан, на  трудности, на  сложности. Нужно  везти  государство! Государством  нужно  управлять! Выгодно  это, не  выгодно – им  нужно  управлять! И  вот  это  управление – оно  всегда  похоже  на  управление  семьей, когда  кто-то  является  лошадью, кто-то  является  трепетной  ланью. И  вот  только  вот  в  союзе, как  говорится, двух  этих  прекрасных  животных  можно  самому  быть  не животным, самому  быть  человеком, остаться  человеком.

Мне  нравится  высказывание  Ленина. Это  «учиться, учиться  и  учиться». Вот  учиться  у  жизни, смотреть, что  в  жизни  происходит  и  видеть  дальше  жизни, и  помогать  людям  дальше  того, что  они  видят, дальше  того, что  они  понимают  и  знают – вот  в  этом, на  мой  взгляд, смысл есть определенный. Потому  что  разговаривая  с  людьми,  ты  получаешь  удовольствие  не  от  себя, а  от  них – от  того, что  раскрывается  в  присутствии  этих  людей, в  присутствии  каждого  человека.

Полина. Итак, только один вывод напрашивается, что  какой  бы  семье  мальчик  ни  вырос, какой  бы жизненный путь ему ни  был  ему начертан  впереди, основным  критерием  правильного прохождения его пути  является  его  внутреннее  чувство, непотеря  достоинства.

Гена. Ну, конечно. Ведь мы  почему-то  выращиваем  постоянно хороших  собак – племенных  собак, даже  выращиваем  племенных  кроликов. И  вдруг  мы  не  выращиваем, не  воспитываем  племенных мужчин! Мужчин, обладающих  статьюмужской статью. Не  то, что  он  похож  на  Шварценеггера, на  Ван  Дамма, на  Явлинского – а  просто  у  него  сущность такая, она  выходит  за  рамки  многих  граней. И  вот  этот  выход  за  рамки  многих  граней – он  как  раз  позволяет  смотреть, любоваться, ценить  и  идти  на  сближение  с  этим  человеческим  существом.

Полина. Итак, кто  бы  вы  ни  были  по  профессии, какой бы работой или какой бы деятельностью вы бы ни занимались – ваш внутренний критерий, ваше  мужское  достоинство  только  вы  можете  оценить. Я говорю про мужчин. Я правильно поняла, да?

Гена. Да.

Полина. Это  показатель  того, что  вы  идете  верной мужской  дорогой  в  жизни.

Гена. Потому  что, если  есть, предположим, у  женщины из  глаз  идет  кокетство – это  твое  право – ответить  на  него  или  не  ответить, улыбнуться  или  не  улыбнуться, дать  ей  понять, что  ты  заметил, и  это  тебе  нравится, или  поступить  каким-то  иным образом. Это  твое  право.

Полина. Напоследок я еще раз предоставляю слово нашему гостю из Казани Геннадию.

Гена. Что  сказать  напоследок? В  принципе, последка-то и  нет  даже. Есть  просто  следы, которые  мы  оставляем. И  вот  по  следам, которые  мы  оставляем, кто-то  идет. Он  будет  сам читать наши следы. Вот  у  суфиев  есть  такое  понимание  «идти  по  следам  Мастера». То  есть  когда  ты  идешь  по  следам  Мастера, Мастер  тебя  ставит  рядом  с  собой. То  есть, он  говорит: «Не  иди  по  моим  следам – иди  рядом  со  мной». Когда  ты  идешь  рядом  с  Мастером, ты  идешь  рядом с  ним. Когда  мастер  уходит вперед  или  отстает (когда  он  умирает), ты  идешь  опять  рядом с  ним, то  есть  рядом  с  ним  умершим, рядом  с  ним  живущим. Ты  получаешь  тот  объем  знаний, тот  объем  информации  и  ту  радость, именно  радость  бытия. И  вот  эта  радость бытия, она  тебе  позволяет открывать глаза, открывать  глаза  самому себе потому  что  мы  в  этом  мире  часто  живем  в  очках. В  очках  мы  бываем  злобными, агрессивными. Боже  мой, ну сними  ты  очки  и  посмотри! Когда  ты  снимаешь  очки, ты  становишься  близоруким, ты  становишься  слабым, и  ты  уже  не  становишься  агрессивным. Так  может  быть, Бог  нам  дает  такую  форму  зрения, чтобы  мы  ходили  без  очков, будучи  слабыми, а,  надевая  очки, мы  становились  агрессивными, недоброжелательными? Тогда, когда  мы  снимем  очки  и  откроем  свои  сердца, мы  будем  добро-желательными, будем  в  этой  жизни  все  попутчиками.

Интервью на радио – 1 часть

Интервью на радио – 2 часть